Поэтика сюжета и жанра 1   —   Лист 5 (об.)

стику, с классово-положительной или отрицательной оценкой.
2. Сознание античного рабовладельческого класса направлено в прошлое и не умеет его преодолевать; оно пользуется нацело фольклором и, непроизвольно для себя переосмысляя его в новых, классовых категориях, продолжает в полной мере его сохранять. Это же сознание, будучи еще мало развитым, не имеет социальных предпосылок, чтоб создавать творчески-личные концепции; оно еще в значительнейшей части оперирует готовым и безличным материалом. Проблема роста авторской, творческой личности есть проблема истории сознания.
3. Античные сюжеты и жанры, возникая как литература, создаются не из простейших литературных единиц, а из до-литературного материала, который в предыдущий исторический период является системой мировоззрения и может рассматриваться в виде потенциального состояния этих сюжетов и жанров, противоречащего их становлению. Античное сюжето- и жанросложение возникает в результате двух противоположных процессов, объединяемых единством развития мышления и, следовательно, литературы; этим единством литературного процесса объясняется внутренняя пронизанность одних сюжетов и жанров другими.
А). Эпические сказания родовой и военной аристократии Ионии заложены на метафористике солнечно-загробных мифов. Эпос сливается с хоровыми песнями-заплачками, со славами, с эпиникием, с похоронной элегией, с эсхатологическими космогониями, с надгробными и застольными хвалами, с дидактическими поэмами. Тот же самый фольклорный материал у эллинистических рабовладельцев-плутократов обращается в эротический роман (подвиги, разлука и встреча; слитность сюжетов эпоса и романа показывает индусский эпос).

Комментарии: