Б). Самый материал культовой эротики еще в VII-VI в. до н. э. у земельной и торговой аристократии Ионии и эолийских островов принимает форму любовной лирики; Сафо с биографией Афродиты и поэтессы с именем Весны оказываются женщинами-авторами песен об Адонисе, о любви, о цветах Эта лирика, в прошлом воспевающая умирающего-воскресающего бога-возлюбленного, есть то же самое, что оформляется к концу независимости Греции в эротический роман. Рядом с женщинами-поэтессами мужские поэты поют о вине и наслаждении жизнью, отталкиваясь от ужасов предстоящей смерти и увядания (Мимнерм, Алкей). Хоровая и сольная лирика состоит из ямбов, элегий, плачей, плясок, дифирамбов, сколий, эпиграмм и прочих застольных или погребальных песен; дорическая военная аристократия слагает воинственные элегии и эпиникии (оды) в честь победителей на состязаниях; в руках падающей родовой аристократии элегия становится жанром реакционной нравственно-политической гномики, которая слита с дидактическим эпосом и басней. В лирике песня ведет свой рассказ от имени первого лица множественного или единственного числа; как эпос и роман, она вся обращается (поздней посвящается) к божеству или человеку.
В). Аттическая родовая и земельная аристократия создает из. фольклорного материала высокую трагедию; этот же класс, падая в борьбе с прослойкой денежных, торгово-промышленных богачей и отказываясь от этизированья действительности, вводит жанры сниженные, реакционно-политические, направленные на осмеяние существующего порядка вещей, причем комическую функцию выполняет не только персонаж из классовых противников, но и вся повседневность. Однако, оба вида драмы, получающие впервые литературное существование и специфику,
Комментарии: