Проблема греческого фольклорного языка 1941   —   Лист 5

ский литературный язык очень богат парными противопоставлениями. Обыкновенно к существительному в положительной форме прибавляется частица отрицания, и тогда получается очень древняя форма прилагательного, которое, в сущности, является тем же субстантивом. Такими примерами полон древний язык трагиков; у Эсхила сколько угодно этих νᾶες ἄναες ἄναεςкорабли не-корабли, по-гречески тем самым, некораблевые (Перс. 680); θέλεος ἀθέλεοςхотящий нехотящий (Умол. 863); παρθένος ἀπάρθενοςдева недевная, γάμος ἄγαμοςбрак небрачный, παῖδες ἄπαιδεςдети недетные (Эвм.1034) – бездетные дало бы иной смысл, и мн. др. Эти субстантивные пары-антитезы могут рассматриваться, как очень древние и простейшие синтаксические предложения, соответствующие безглагольным конструкциям типа умбрийской надписи или пословиц (бедность не порок; ἀδεές δέος – греческая поговорка). Именно в такой форме они и встречаются в языке Гераклита. С одной стороны, у него имеются сентенции, состоящие сплошь из понятий – антитез: ὁ θεὸς ἡμέρη εὐφρόνη, χειμὼν θέρος, πόλεμος εἰρήνη, κόρος λιμός (fr.67) бог – день ночь, зима – лето, война – мир, обилие – голод. С другой, идут самостоятельные изречения в виде парных антитез-созвучий, как сходное несходное, созвучное равнозвучное (fr. 10). С формальной точки зрения такое построение подходит под схему русской пословицы:
Против овец молодец, а против молодца сам овца, хотя у Гераклита оно и состоит из четырех причастий. Но, по существу, это те же дети недети или целые предложения-заклятья. Важно то, что характер противопоставления и отрицания подчеркивается у Гераклита внутренней рифмой, с одной стороны, а цезурой – с другой.

3


Это и подводит вплотную к проблеме возникновения такого центрального языкового факта в античных литературных языках, как период. Литературный язык античной прозы строится, как правило, на законченном и закругленном, многосложном предложении, так называемом периоде. Проблеме построения периода отдана почти вся античная теория литературного языка. Самый термин означает круговой путь; и период, действительно, по своей конструкции соответствует ритмике завершенного пути, кругообразному движению, с симметрией поступательного хода и обратного, с завершающей остановкой. Древние ученые то и дело сравнивают период с круговым движением и с бегом, с аркой, с кольцом, с кольцевидным путем; речь по их терминологии, идет, движется, течет, несется, имеет поступь.1 Что это не пустые сравнения и метафоры, а традиционное понимание языковых терминов, показывает самая эта терминология: стихотворение и строфа произошли из греческих слов, означающих ходьбу и поворот, а термин нога сделался термином ритмической меры и в поэзии ποῦς, pes (стопа) и в прозе (колон, член периода, собственно тоже нога, колено,

Комментарии:

1 Античные теории языка и стиля, 1936, стр.183,241,251,254,267.