Проблема греческого фольклорного языка 1941   —   Лист 5 (об.)

член). Мера ритма называется шаг (βάσις), нога (ποῦς), скандировать по-гречески βαίνειν – ходить, самое ρυθμὸς ритм значит движение (воды). Период делится на колоны, члены; первая часть периода называется левой (как нога), вторая правой. Каждый член, ритмически, состоит из повышения и понижения. Но и здесь термины показывают, что речь идет о повышении и понижении не голоса, а ноги. «Повышение» говорит греческий грамматик III в. Аристид Квинтилиан, «это движение части тела вверх, понижение же – движение этой самой части вниз» (De mus., I, 16–18). Византийский теоретик ритма, Вакхий Старец, в своем учебнике «Введение в музыкальное искусство» говорит: «Повышением что мы называем? Когда нога поднята на воздух, как если б мы собирались пойти. А понижением что? Когда она покоится» (24). Левой части, понижению, соответствует тезис; правому колену, повышению, арзис, или в смысловой отношении, антитезис (обратный ход – с точки зрения движения).
Период бывает и в поэзии и в прозе. У Эсхила наиболее архаические черты обнаруживаются в хоровых песнях. В «Персах», например, хоровой язык дает рифмы в тех местах, где передается ужас и трепет хора перед лицом вызванной им из преисподней тени Дария:
694 – σέβομαι μὲν προσιδέσθαι,
σέβομαι δ᾽ ἀντία λέξαι
σέθεν ἀρχαίῳ περὶ τάρβει.
И в ответ на реплику Дария хор дает стиховой параллельный повтор:
700 – δίομαι μὲν χαρίσασθαι,
δίομαι δ᾽ ἀντία φάσθαι,
λέξας δύσλεκτα φίλοισιν.
По форме (но не метрической) это можно представить, примерно, так:
Стыжусь взирать,
Стыжусь сказать,
Объятый ужасом древним.

Боюсь открыть,
Боюсь говорить,
Друзьям сказать несказанное.
Анализируя конструктивный принцип этого древнейшего языка, можно убедиться, что здесь двучленная формула, связанная парными рифмами (взирать – сказать, открыть – говорить) дает рифмы не только первых и последних членов каждого пассажа, но и обеих песен между собой (стыжусь – боюсь): это тот звуковой параллелизм, который частично уже встречался внутри гомеровского языка в его готовых формулах, и как раз не в конце предложения, но в его середине. Так же характерны здесь и припевы-концовки, особенно одна звуковая антитеза λέξας δύσλεκτα («сказав несказанное»), отводящая к языку Гераклита.
Двучленное, созвучное предложение, замыкающееся подобным же третьим, опять напоминает о конструктивном принципе фольк

Комментарии: