Проблема греческого фольклорного языка 1941   —   Лист 10 (об.)

Сюда же идет знаменитая «фигура» ступенчатости (климакс), которая показывает, что поэтические тропы, как и все элементы поэзии, находятся в прямой генетической зависимости от конструктивных форм создавшего их мышления, а следовательно, в генетической увязке и с фольклорным синтаксисом.
Ступенчатость заключается в том, что описание дается не сразу, а постепенно, переходя от предшествующего к последующему, точнее, путем возвратов и остановок на предшествующем. Прекрасный пример ступенчатости дает описание в русской былине «Гость Терентьище», где эта «фигура» выдержана не столько формально, сколько по существу, со стороны мышления.
Середи двора гридня стоит –
Покрыша седых бобров,
Потолок черных соболей,
А и матица то валженая,
Была печка муравленая,
Середа была кирпичная;
А на середи кроватка стоит,
Да кровать слоновых костей,
На кровати перина лежит,
На перине зголовье лежит,
На зголовье молодая жена,
Авдотья Ивановна. 1
Итак, вместо того, чтобы сказать: «Авдотья Ивановна слегла в постель (захворала)», фольклорный певец начинает с описания двора, затем комнаты, дальше постели – и только тогда доходит до Авдотьи Ивановны, когда находит ее голову на подушке. Это замечательное место говорит о том, как фольклорное сознание воспринимало и пространство, и время. В «Одиссее» Афина является во сне к Навзикае, феакийской царевне, и принимает образ ее подруги, чтоб внушить ей мысль о браке; а для брака нужно чистое белье и платье; чтоб вымыть их, надо съездить к морю; чтоб поехать к морю, нужно снарядиться; снарядившись, отбыть; отбыв, приехать; приехав, устроить стирку; после стирки отдохнуть; отдыхая, затеять игру в мяч; мячом, наконец, разбудить Одиссея. Таким образом, желая реалистически мотивировать пробуждение у феаков Одиссея, певец вводит длинную лестницу ступенчатых эпизодов, объединяемых ступенчатой каузальностью. В подобном языковом мышлении причина порождает следствие, но следствие становится причиной нового явления, описывая круг;2 в мифе это дает картину генеалогии, – так, как она представлена в греческих космогониях и в киклическом чередовании поколений у Гезиода; в построении предложения ступенчатость выражается в периодизации, в кружении, в увязке (путем рифмы, созвучия, антитезы или третьего члена-припева) начала и конца фразы. Построение, основанное на ступенях предшествия и последующего, снова становящегося предшествием

Комментарии:

1 Древн.росс. стихотв., собр. Киршей Даниловым, 12.
2 И.Г.Франк-Каменецкий, Яз.и Литер., III, 95.