нием. Язык редуплицируется, нанизывается, топчется; один и тот же ограниченный фонетический комплекс, осмысляемый одинаково, многократно воспроизводится в повторениях. Такой язык лишен движения и перспективы, беден, статичен. Его самый первичный строй – ритмический; повышение и понижение голоса, осмысляемые как поднятие и опускание ноги (или руки), создают примитивную конструктивную схему предложения, сперва ритмико-словесного, а потом музыкального и метрического. Работа рук и работа ног (производственные шествия) становятся ритмическим костяком всякой фразы; но осмысление противоречит реальной обусловленности, и первобытное сознание строит двучленную конструкцию предложения решительно так же, как в ритмике, позднее – в музыке и в метрике, исходя из своих тотемистических предпосылок. Для него весь мир, природа, общество, все окружающее представляется тотемом-нетотемом, взаимно борющимся и единым, противоположным и согласным, – что оно выражает и в построении ритмического предложения, и в звучании слов, и в словесной семантике. Анализируя, с точки зрения языкового мышления, антифонность первичного произнесения слов, можно прощупать в нем ту же смысловую конкретность, которая ложится семантическим костяком архаической языковой конструкции, всех этих двучленных, параллельно-синонимичных построений, с обязательным отождествлением или совпадением их фонетического состава, дан ли он в прямой форме или в антитезе, всех этих «сгинь-пересгинь» или «согласное-разногласное». В основе этой конструкции лежит представление о тотеме-нетотеме; но так как он воспринимается не абстрактно, а сквозь призму производственного процесса, в самом производстве и процессе труда, конкретно – в коллективном шествии на охоту, на войну и т.д., то конструкция архаичного предложения семантически увязывается с ритмической структурой ходьбы. Параллелизм двух синонимичных фраз, связанных созвучием, служит характерной конструктивной особенностью языка мифотворческой стадии; этой особенности соответствует уже позднее появляющаяся грамматическая категория я//ты.1 Диалогичность, антифонность произнесения такой речи увязана с ее содержанием по существу.
Фольклорный язык возникает в той стадии языкового мышления, когда мифотворчество уже позади, – по-видимому, не ранее разложения родового общества. Все то речевое наследие, какое выработано мифотворческим сознанием, переходит в фольклорный язык в функции одной лишь структуры; со стороны содержания, ни конструктивные формы языка, ни его смысловая система уже не соответствуют тотемизму или вегетатизму.
Нельзя научно определить ни фольклора, ни фольклорной стадии, если обойти вопрос о мышлении, о непосредственном факторе образования и специфики фольклора. Без характеристики фольклорного мышления и создавших его исторических условий термин «фольклор» остается, с научной точки зрения, пустым.
В «Происхождении семьи, частной собственности и государства»
Комментарии: