Энгельс показал, что греческое государство с его высокоразвитыми формами получило свое своеобразие в результате прохождения через ступени культуры, которые он называет до-историческими; последней такой ступенью, являющейся для греческих государств непосредственным генетическим фактором, Энгельс считает разложившееся родо-племенное общество (стр.120). Идеология греческого общества, в том числе и язык, отражает и переживает на себе эти же самые этапы развития культуры; если еще учесть и известную консервативность идеологий к создавшей их базе, то станет ясно, что греческий литературный язык никак не мог потерять те элементы, которые характеризуют до-греческое племенное общество. Однако, родо-племенные отношения никогда не переросли бы в классовые, если б род не стал разлагаться под влиянием новых, прогрессивных элементов разделения труда, объединения в союзы, борьбы с внешней природой (там же, стр. 95–98). Тот же процесс происходит и в области идеологий. На всем протяжении бесклассового общества мифотворчество является единственно возможной формой мировоззрения, и только на грани перехода одной общественной структуры в другую, бесклассовой в классовую, создаются новые прогрессивные сдвиги в мышлении, которые приводят к рождению фольклора. Новым здесь является то, что образное мышление теряет свой первоначальный генетический смысл, непосредственно выраставший из производственных процессов. До этого вне производства не было языка, как не было и отрешенного мышления.1 Понятие входило в представление, но это еще не было абстрактное или формально-логическое понятие; в процессе развития производства или производственных отношений, сначала стали выделяться представления (до этого комплексные), а с ними потом нарождаться и понятия.2 Вещь воспринималась двояко – и как конкретный предмет, и как общее понятие: самое «понятие» тоже сперва является образом, и оно возникает при зарождении права групповой собственности, как предмет ‛захвата’ (овладение производством);и представления и понятия непостоянны по своему содержанию.3
Вместе с угасанием старых родо-племенных отношений исчезают и самые предпосылки к отражающим их старым формам сознания; все то содержание, которое диктовалось осмыслением старых производственных процессов, выветривается и отрывается. При развитых производственных и общественных отношениях уже невозможно отождествлять природу и общество, вещь и ее свойства, время и пространство, причину и следствие. Сознание делает огромный шаг вперед. Оно уже не рассматривает действительности в виде статарных единичных конкретностей, связанных с наглядным образом производственных объектов. Трудовые акты все более расчленяются, все более сложной становится роль труда; с изменением общественной функции труда изменяются и отражающие его формы сознания, т.е. мифотворчество. На этой мере возникает новое мышление, с познавательной точки зрения расширяющее наглядное представление
Комментарии:
|
1 Н.Я.Марр, Избр., раб., III, 272.
2 Там же, 96.
3 Там же, 103,; II, 390; 301.
|