Проблема греческого фольклорного языка 1941   —   Лист 14 (об.)

Это изреченье-восклицанье с конкретным мифотворческим значением становится пословицей в тот момент, когда теряет свою единичную конкретность и получает обобщающую многократность смысла («худо без добра не живет»; первоначально Добро и Худо конкретные, соуживающиеся олицетворения).
Итак, в генезисе фольклорного мышления играет изменение сознания, его обогащение, расширение поля видения, вовлечение в его орбиту новых объектов реальной действительности, перевод мировоззрительного внимания с космической природы на земное окружение, на мир вещей и предметов. Реалистическое мировоззрение, вытесняющее мифотворческое, служит основным фактором и спецификатором греческого фольклора, как первого этапа художественного творчества. И подобно тому как реалистическое мировосприятие обращает миф в сказку, в явление фольклора, так оно же определяет поэтическую природу греческого фольклорного языка.
Возникновение греческих государств создает совершенно новые общественные отношения. Единых бесклассовых племен-народцев уже нет, но в каждом из греческих государств есть два антагонистических класса с двумя различными идеологиями. Однако и Энгельс, и Маркс указывают на сравнительно низкое развитие первичных греческих государств, внутри которых еще не изжит родовой строй с его системой племенных отношений. Несмотря на рабовладение, в Греции еще сильны элементы народности, и это сказывается, несомненно, в аттическом демократизме, в широко демократических общественных институтах, в гражданственности, в отсутствии отрыва между жизнью отдельных классов и сословий. Греческие идеологии характеризуются все той же очень широкой демократичностью. Греческий театр, с десятками тысяч народа, панэллинские всенародные игры, весь театр Аристофана, и говорящий, и слушающий, совершеннейшая пластика прямо на улицах и площадях – это все говорит о нерасторжимых связях между отдельными слоями общества, между языком искусства и жизни. Было бы, поэтому, большой модернизацией думать, что еще так недавно возникший фольклорный язык мог сразу по формировании первых греческих государств отойти в пользование только низовых слоев греческого общества, а рабовладельческая верхушка стала автоматически рождать Пушкиных и основоположников новых поэтических форм.
Греческий фольклорный язык, возникший на определенной исторической ступени, как первый этап художественного языка, получает в Греции богатейшие формы именно потому, что становится объектом дальнейшей поэтизации в художественной литературе. Именно в силу того, что он является созданием еще актуальных и художественно-действенных форм сознания, фольклорный язык продолжает сохранять общенародный характер; его художественная образная система проникает творчество всех великих греческих писателей.
Итак, греческий фольклорный язык – это общественный язык, который является стадией литературного языка и потому составляет его органическую, существенную часть; это – не бытующий пережиток и не стадиальное языковое предшествие, оставившее следы в раз

Комментарии: