Проблема греческого фольклорного языка 1941   —   Лист 15

витых литературных языках античности, а живой компонент прошлого в античном настоящем, противоположный этап становления литературного языка, на основе которого произошел его генезис и рост. Тем самым фольклорный язык есть язык не только одного «народного творчества», но и всех высоких античных жанров, включая художественную прозу, индивидуальную лирику и драму. Фольклорный язык определяется, как и всякий фольклор, не по признаку отсутствия чернил и автографов, не по культовым стоянкам: то, что обычно принимают за культ, есть или фольклор, или нечто более позднее, нежели фольклор, ничего общего с религией не имеющее. Греческий фольклорный язык определяется характером сконструировавшего его мышления; его можно обнаружить в сложнейших формах развитых литературных языков. Основная его особенность заключается в том, что весь он, в структурном отношении, создан антиформальным, редупликационным мышлением; это сказывается на его конструкции, лексике и морфологии. Им, этим мышлением, объясняется и параллелизм в строении предложения, и генезис периода, происхождение и связь рифмы с синтаксической структурой, повторы, созвучия, аллитерации и ассонансы, явления омонимики и синонимики, антитеза и игра слов, тавтология, – словом, весь инвентарь поэтизмов и языковых фигур, взятый со стороны структуры. В то же время фольклорный язык характеризуется тем, что, оставаясь всецело образным языком и сохраняя все богатство от унаследованной им предшествующей стадии речевой культуры, он порывает с мифотворческой природой образа и обогащает его совершенно новой полисемантикой, уже не той, что была вызвана комплексностью, а созданной расширением поля видения, обобщением явлений реальной действительности, полисемантикой, как основой всякого искусства. В фольклорном языке все древние речевые элементы получают, поэтому, новый функциональный смысл, амифологический, – художественный; его единая семантическая ткань, внутренний ансамбль его образности уже объясняются единством нового миросозерцания, еще не знающего противоречия формы и содержания, но переводящего старую образность в новое качество, в образность поэтическую. Это фольклорное мышление, в новых формах продолжающее жить в древнем греческом обществе, организует греческий литературный язык, совершенно независимо от воли отдельных писателей, которые творят свои произведения в плане классово-измененного фольклорного мышления – и в отношении жанра и в отношении языка.
Греческая фольклорная стадия литературного языка, как и греческая фольклорная стадия в литературе, соответствует роли демократизма в созидании первой греческой государственности. И подобно тому как Греция представляет собой один из начальных этапов в человеческой истории, именно – этап возникновения государства непосредственно из доклассового общества, так и в общем процессе истории идеологий Греция дает изумительный пример рождения литературы и ее языка (как, впрочем, и философии, и науки, и искусства, и даже религии) непосредственно из фольклора.

Комментарии: