Проблема греческого литературного языка   —   Лист 6 (об.)

бытовые мотивы, но для них создается и особый жанр, особый язык. Конструкция и лексика философского языка Ксенофана несравненно проще, чем в эпической поэзии, но и бедней, обыденней.
πάντες γάρ γαίης τε καὶ ὓδατος ἐκγενόμεσθα (fr. 33)
или
εἷς θεὸς, ἒν τε θεοῖσι καὶ ἀνθρώποισι μέγιστος
οὒτι δέμας θνητοῖσιν ὁμοίιυς οὐδὲ νόημα (fr. 23).
Язык сглажен и упорядочен, мышление проще; использована традиционная литературная форма и традиционные нормы языка; однако, характер его изменен. В той же форме и тем же языком написан юмористический отрывок:
πὰρ πυρὶ Χρῇ τοιαῦτα λέγειν Χειμῶνος ἐν ὥρῃ
ἐν κλίνῃ μαλακῇ κατακείμενον, ἔμπλεον ὂντα
πίνοντα γλυκὺν οῖνον ὑποτρώγοντ' ἐρεβίνθους… etc (fr.22).
Все же и такая тематика, чисто бытовая, еще не допускает простой прозаической речи; шутливый язык продолжает сохранять эпическую форму, посколько мышление пережило сдвиг, но незначительный. Напротив, Гераклит Ефесский пишет прозой, но его язык древней, чем эпический язык Ксенофана: помимо ритмичности, делающей эту прозу очень древней, язык Гераклита оракулезен, темен, пророчески-авторитарен и больше приближается к языку вещаний, чем к абстрактному философскому языку.
παλίντροπος ἁρμονίη ὅκωσπερ τόξου καὶ λύρης (fr. 51)
или
ποταμοῖς τοῖς αὐτοῖς ἐμβαὶνομέν τε καὶ οὐκ ἐμβαὶνομεν, εἶμέν τε καὶ οὐκ εἶμεν (fr. 49a).
Как у Гераклита, так и у Ксенофана язык, сравнительно, поздний (по сравнению к эпическому гомеровскому) и диалектизмов в том смысле, как их понимает индоевропеистика, уже здесь почти нет. Таков же язык и ионийских элегиков, пишущих этот жанр изречений так наз. эпическим дистихом, в метрической форме. Здесь genetivus на – οιο, infinitivus на – μεναι и –μεν, dat. plur. на –εσσι, сложные составные слова. Так называемая эолийская лирика, с ее любовными мотивами, с ее индивидуализацией, создается идеологами торговой аристократии, которые передают эти, так сказать, светские мотивы на языке, все же, метрическом, строфическом. Сами индоевропеисты отмечают большую простоту этого языка, обычный порядок следования слов, словарь, состоящий из общеупотребительных слов. В вопросах языка лирики, впрочем, индоевропеисты делают свои обычные формалистические ошибки. Они и здесь, внутри единого лирического жанра, усматривают несколько жанровых подгрупп – ямб, элегия, хоровая лирика, мелика и т.д. – причем стараются доказать, что каждый из этих поджанров имел свой особый язык, стилистически ему присущий. Между тем, хоровая лирика есть одна из древнейших, и показательно, что она удержалась дольше всего у так называемых дорян. Дело

Комментарии: