архаических жанров философского эпоса,1 а Гераклит Ефесский, озлобленный против «буржуазных» революций реакционер, оставляет нам свою прозу, еще на половину, так сказать, поэтическую, но уже лишенную метрики и строфичности, прозу, как я уже говорила, писанную на условно-классовом языке. В Аттике два языковых течения идут в двух различных планах: с одной стороны, доживает свой век язык ионической литературной прозы, язык торговой аристократии, которая теряет свое политическое и социальное значение в условиях экономического порабощения сперва Лидии, затем Персии и, наконец, экономически и политически возросших Афин. Мы видим по Геродоту, что время поэмосложения, что время повышенного тона, величественного языка уже миновало; ионийский историк дописывает в Афинах на своем ионийском языке, который в значительной степени прост, наивен, смешан с элементами обыденного языка. Другое языковое течение тоже не аттическое: оно, очень знаменательно, идет из Сицилии, из этого древнего культурного центра, в котором скрещивались двуединые культуры дорян и ионян, бывших пеласгов, иберов и этрусков. Отсюда приезжает в Афины Горгий со своим, якобы, новым художественным языком так наз. украшенной прозы. Это не первый случай, что Афины получают мировую премию за культурные ценности своих соседей и врагов. Один век господства Афин заставил не только всю античность, но и всю буржуазную науку искаженно представлять историю греческих этнических государств и называть греческим языком – язык аттический. Между тем, Аттика не начала ни одного языкового рода, ни одного литературного жанра, не создала самостоятельно ни одной философской системы и ни одного из видов искусства. Подобно живому, блещущему дарованием, публицисту, которому мало дела до этики, она воспользовалась всеми идеями своих трудолюбивых и добросовестных товарищей, чтоб преподнести истории чужие ценности в ослепительно-уверенных, черезчур законченных и, якобы, нацело самостоятельных формах.
8.
В буржуазной науке взгляд на происхождение литературного языка греческой прозы совершенно исключительный. Считается, что его изобрел Горгий; если не изобрел, то ввел; если не ввел, то, во всяком случае, перенял от другого изобретателя. Одни называют таинственные имена не дошедших до нас предшест-
Комментарии:
|
1 Я имею в виду пифагорейцев, образовавших свою школу, и элейцев. Знаменательно, что философские школы представляли собой религиозное общество, в котором учитель почитался, нередко, в культовых формах. Тот же религиозный характер философских школ сохранился, в сущности, вплоть до IV в. Перипатетика, обучение философии во время ходьбы (якобы, гулянья по аллеям!) в форме диалогического разговора, генетически связана с религиозным шествием и речевым состязанием – двумя элементами драмы. Торжественный въезд в город Эмпедокла, напоминающий въезд в город божества-спасителя, одно из предшествий этого.
|