Проблема греческого литературного языка   —   Лист 9 (об.)

венников Горгия, другие смягчают вывод, перенося центр тяжести с отдельного изобретателя языка на тот языковый жанр, который служил для Горгия прототипом и источником заимствования. Во всяком случае, Горгий считается центральной фигурой в деле создания греческого художественного языка, и от него идут две линии: одна – до Горгия, где либо пустота, либо бледные предшествия, либо языковой источник, другая – после Горгия – блестящий путь прозаического языка с двумя течениями, аттицизмом и азианизмом, причем азианизм, пышный стиль языка, связан всецело с Горгием. Приезд Горгия в Афины в 427 г. до н.э., азианизм – языковое течение вплоть до IV в. п. н. э.: вот каково влияние этого Горгия, если восемьсот пятьдесят лет длится борьба двух языковых стилей и в теории и в практике, а виновник один этот Горгий, случайный гость Афин, заезжий сицилиец! Что же было бы, еслиб в 427 г. Леонтины не послали со своим посольством Горгия? Или еслиб, вместо Горгия, был избран какой-нибудь Никомах или Каллистрат? – Художественного прозаического языка не было бы в Афинах. Не было бы ни азианизма, ни значит, аттицизма. Демосфен бы еще кое-как писал; но Исократ закрыл бы свой рассадник пышного языкового стиля; а Цицерон не писал бы вовсе, не зная, чему отдать предпочтение; язык художественной прозы погиб бы совсем, и Апулею пришлось бы писать «Золотого осла» сразу по немецки. А главное, не будь Горгия, не было бы риторики. Без риторики же не могла бы существовать формалистическая теория художественного языка...

9.


Горгий был софистом и ритором; с его именем связано не только начало художественного языка греческой прозы, но и риторика, красноречие практическое и теоретическое. Это дало повод буржуазной науке смешать навсегда проблемы прозаического языка и риторики, как красноречия, как языка ораторов. Она считает весь литературный язык греческой прозы поголовно риторическим. А как же язык историков и философов, не риторов? Здесь ответ такой: их язык находился под влиянием риторики и ее стиля. Если же это не подходит к языку Фукидида или Полибия, то ответ несколько смягчается: данные историки не избегли влияния риторики, хотя пользовались ею очень умеренно.1 Что же такое эта риторика? – Искусство художественной ораторской речи, скажет буржуазная наука. Ораторы, в поисках наибольшего воздействия на слушателей, украшали свой язык; изучив высокие образцы поэзии и рецептуру художественности, они стали по этим образцам украшать свою речь, – и это-то начало красноречия; итак, стиль риторики, язык риторики складывается под влиянием языка эпоса, лирики и драмы.

Комментарии:

1 Norden, 95 sqq.