Проблема греческого литературного языка   —   Лист 10

Mетод этого влияния – заимствованье, конечно. Риторика – детище политической жизни Афин – завладевает литературой настолько, что убивает поэзию, – и если поэтические жанры сходят с исторической арены, то этому виною она.1 Никто не избег этого, фатального почти, влияния риторики, как бы он ни был далек от нее, как от профессии. Основными украшениями языка были: ритмичность, периодизация и большее или меньшее количество поэтических фигур – т. е. как раз то, что и ввел в аттический язык Горгий. К концу IV века ораторское искусство начинает, с этой точки зрения, вырождаться; его новая вспышка относится уже ко временам римской империи, но здесь его характер уже упадочный, и перед нами – аффектированная декламация.

10.


Совершенно бесспорно, что проблема литературного языка греческой прозы не может ставиться без увязки с проблемой риторики. Но вовсе не потому, что Горгий был и ритором и изобретателем художественного языка прозы, что риторический язык ввел в прозу приемы украшения. Нет, конечно, не в этом дело, а в том, что риторы были представителями той классовой идеологии, которая создала язык художественной прозы. О Горгии, как изобретателе нового языка, уже не приходится серьезно говорить – это значило бы возвращаться к пониманию языка самими греками. Но не случайно, конечно, что софист Горгий выступает на исторической сцене, как новатор, и как новатор в области прозаического языка. Какая разница между пророческим языком Гераклитовых философских изречений, между застывшим языком философской поэмы архаически-неподвижного и торжественного Парменида, между высокопарным эпосом Эмпедокла, где автор выводит себя спасителем-врачевателем, в пурпурной одежде, с венком на голове, шествующим среди окружения учеников и трепещущей толпы – между этими древними философами и этими философами новыми, обучающими за плату кого угодно! Жрец-пророк-маг сменился философом, еще частично шаманом, врачом и теургом, который продолжал быть специалистом по вселенной и писал метрическим темным языком; теперь и этот философ сменяется платным учителем, торгующим уменьем рассуждать, профессиональным учителем философского ремесла. Мы в Аттике, в городе-государстве Афинах, где городская жизнь достигает после войн с персами кульминационного развития, где денежный рынок, обогащенный экономическим господством над рынками союзников, и торговый ростовщический капитал вызывают перестановку классовых сил, где у власти торговая и промышленная, ремесленная и богатая крестьянская часть рабовладельцев, называемая демократией. Софисты –

Комментарии:

1 Ib. 78.