Проблема греческого литературного языка   —   Лист 11

еще на себе напевную функцию; они соответствуют двум основным элементам поэтического языка – строфичности и метрике.1 Ритмическая проза, как и метрическая поэзия, не вышли одна из другой; они равноправны и параллельны, как две разновидности музыкального ритма. Прозаический литературный язык складывается по определенному ритму и расчленяется на определенные периоды. Симметрия типична для него: попарно соединенные члены периода состоят из одинакового числа слов, и слова состоят нередко из одинакового числа слогов; эта симметрия бывает особенно акцентирована благодаря так называемым риторическим рифмам, т. е. одинаковым окончаниям флексий. Антитеза в периоде несет функцию контраста, анафора повторяет одни и те же слова в начале обоих членов антитезы; исокол создает равномерность этих общих антитетирующих членов; и, наконец, ритмическое единство всего периода держит в музыкальной гармонии всю фразу.2 Вся внешняя структура прозаической речи соответствует внешней структуре поэтического языка: члены периода – это строфы, причем антитеза – это антистрофа, исокол – это метрическое единство строфы и антистрофы. Не случайно, что член периода κῶλον значит член в смысле нога, в то время как стопа, ступня, нога служит мерой метра в поэтическом языке, а стих στὶχος (от στείχω ступать) снова дает ту же связь с движением ноги, с ходьбой; самое στροφή строфа, латинское versus, означает поворот, а антистрофа – возврат; мы знаем, что хор пел и двигался, пел и шел в процессии, пел и притаптывал, – период, περίοδος, и значит круговое движение. Анализ терминов показывает, что структура прозаической речи имеет тот же генезис, что и поэтической;

Комментарии:

1 Напр. Gorg Hel. 2:
ἐγὼ δὲ βούλομαι
λογισμὸν τινα τῷ λόγῳ δούς
τὴν μὲν κακῶς ᾀκούουσαν
παῦσαι τῆς αἰτίας, ||
τοὺς δὲ μεμφομένους
ψευδομένους ἐπιδεῖξαι
καὶ δεῖξαι τἆληθές
καὶ παῦσαι τῆς ἀμαθίας
Norden, 64.
2 Там же, 118 – 119, Isokr. Paneg. 45
μὴ μόνον τάχους καὶ ώμης
ἀλλὰ καὶ λόγων καὶ γνώμης.
Areop. 70:
οὐκ ὀλιγαρχιῶν
οὐδὲ πλεονεξιῶν,
ἀλλὰ δικαίας καὶ κοσμίας
ἐπιθυμοῦντα πολιτείας.