хоровое шествие, хоровая пляска, в которой прямой ход и поворот уравниваются симметрией, с одинаковым движением в зачине и в концовке каждого отрезка движения: вот структура кино-ритмики, оставшаяся в литературном языке. Теперь понятно, что таковы же и пресловутые «украшения» языка художественной прозы. С точки зрения формалистической поэтики, это все «поэтические фигуры».
1 Но мы уже достаточно хорошо знаем, что никаких фигур самих по себе нет, и что они созданы мифотворческим мышлением первобытного общества; с крушением же внеисторичности и мировоззренческого произвола поэтического творчества переживает крушение и основной подход буржуазной науки к риторическому языку. Образность, обилие тропов, особенно метафор и эпитетов – общее культурное наследие, которое оказалось, как и ритмика, равно использовано различными классовыми группировками при создании как поэтического, так и прозаического языка.
11.
Вопросы литературного языка и литературного произведения неразъединимы. Почему в Афинах доминирует проза ораторская за счет повествовательной? Почему в Греции ни у одного из племен-государств никогда не было новеллы, повести, романа и всего того, что называем – мы – художественной прозой? Почему повесть и роман появляются на греческом языке уже после смерти Греции? Но почему, когда они появляются, они пишутся риторическим языком? Следовательно, вопросы риторики не могут быть сдвинуты с места, когда идет речь об языке аттической прозы, но увязка этих двух проблем лежит в плане классового мировоззрения, а не в случайной личности того или иного софиста. Обычное отсутствие палеонтологического анализа приводит к тому, что явления объясняются не генетически, из их готового наличия; тем самым исчезает спецификация. При анализе риторики нужно иметь в виду, что это не только жанр политического красноречия, взрощенный Афинами V века, но и один из самых архаичных долитературных жанров, подобно драме. Произнесение речи, как рассказа, относится еще к тотемистическому периоду, а ее кинетическое и ритмическое воспроизведение к периоду, предшествующему звуковой речи. Семантика произнесения рассказа есть семантика космической реновации. Связь рассказа, действа рассказыванья ставится в связь с сиянием солнца; слово уподобляется свету; логос – это в генезисе космос, небо, столько же мировой свет, сколько, впоследствии, и демиург. Эта архаичная семантика рассказа, в акте которого преодолевается мрак, тьма, позднее смерть, проявляется в том, что древнейшая литературная