Происхождение греческой метрики   —   Лист 1 (об.)

К вопросу о происхождении греческой метрики

Проф. О. М. Фрейденберг


Эта статья двояка по содержанию. В первой части она ставит проблему семантического происхождения греческой метрики, а во второй – дает этой мысли конкретное приложение. Разумеется, детальная разработка и того и другого требует больших трудов и времени. В обеих своих частях статья представляет только постановку вопроса.


1
В греческой мифологии все олицетворения неба-света представлены в образе музыкантов, музыкальных инструментов, певцов, поэтов. Таковы Гелиос, Аполлон, Дионис, Адонис, Орфей и многие другие. Сама Гармония – дочь Любви и Вражды, Афродиты и Ареса.
Семантика музыки отчетливей, однако, в греческой философии. Первое место здесь принадлежит пифагорейцам, которые специально разрабатывали гармонику; для них, считавших, что все бытие есть число, теория музыки представлялась особенно важной. Под гармонией греческая древность понимала мировое рождение, мировое творчество, которому противопоставлялся распад, разрушение мира; небо – это гармония и число (Arist. Met, 1, 5). Обзор неба, как гармонии, звезд, как гармонии, принимает у пифагорейцев характер научно-обоснованного понятия. Но прежде чем понять пифагорейскую теорию музыки, нужно воссоздать исконные связи между греческой наукой и философией, между греческой философией и фольклором – посредником, приходящим к греческой философии и науке от древней мифологии. В музыке, как и в космологии, пифагорейцы ищут прежде всего первостихию, первоэлементы, некие конкретные основоположные начала. Строя свою теорию гармонии и числа на образе неба-гармонии, пифагорейцы счи-

Комментарии: