происхождение греческой метрики   —   Лист 3

В эту же эпоху, молясь богу, как Айону (вечности), называли его «соединение всего, всезвучная гармония целого» (там же, 283), – а это «все» и «целое» представляет собой музыкальное созвучие (симфонию) всех мировых частей друг с другом (Phil. d. migr. Abr., 415 D).

2
В орфическом гимне к Аполлону этот «златолирный» бог характеризуется как видящий все насквозь, владеющий крайними пределами земли, обладающий началом и концом всего на свете; в состоянии совершенного, полного расцвета, он на кифаре, многоударяемой плектром, приводит к гармонии земную и небесную ось, все небо, достигая на своих струнах то самых высоких, то самых низких пределов. Все смешивая, он дает судьбы и растениям, и соразмерную долю людям, и соединяет, умеряя, зиму с летом – на низких тонах своей лиры зиму, на высоких лето (Hymn. Orph. 24, 15–23); его игра и гармония есть мироуправление.
Противоположность низкого и высокого тона, как сфер вышнего неба-лета или земли-холода, одинаково бытует и в фольклоре, и в астрономии, и в гармонике. Это все то же типичное соотнесение тонов и первостихий, музыкальных звуков и времен. Концепция времени вполне конкретна, и как звук равняется свойству звучащей материи, так и время, которое в музыке является объектом измерения, представляется здесь временем-пространством, сезоном, временем года в его значении холода или тепла. Так, весна соответствует первостихии воздуху и определяется числом 8, лето – огню и числом 6, зима – воде и числом 12; отношение весны к осени передается музыкальным термином διὰ τεσσάρων, к лету διὰ πέντε, к зиме διὰ πασῶν (Ar. Quint. d. m. III, р. 145; Lob. 945). Так у пифагорейцев, а в «Пире» Платона врач Эриксимах уподобляет музыку медицине, гимнастике и агрономии; астрономия и гармоника – две родные сестры (186Е – 187 А sqq; Rp 530D). Музыка, говорит он, есть знание эротики по отношению гармонии и ритма; Эрос же бывает двоякий – хороший и дурной. Уменье сочетать благозвучные тоны и устранять диссонансы, уменье приводить к согласию низкие и высокие тоны – это и есть насаждение доброго Эроса и уничтожение дурного в области музыки. Эрос – мироуправляющая сила, которая проникает всю природу, человеческое знание и душевную жизнь; музыка, подобно всей природе, заключает в себе два основных элемента, двух Эросов, гармонию и диссонанс. Гармония складывается из сочетания, объединения двух противоположных тонов; точно так же и ритмика основывается на согла-

Комментарии: