происхождение греческой метрики   —   Лист 3 (об.)

сии быстрого и медленного темпа. И в астрономии действует тот же закон двоякого Эроса; гармония тепла и холода, сухости и влажности создает умеренные времена года, приносящие людям здоровье и пользу. Музыка, таким образом, составляет одну из частей общего мирового процесса; она наполняет все мироустройство настолько же, насколько и отражает его, и вмещает в себе двух Эросов.
Противопоставление двух различных тонов и устранение их противоречия в благозвучии было особо подчеркнуто Гераклитом, которого поясняет и расширяет Эриксимах у Платона. Гераклит придает этому закону всеобщее значение, как это и делали греки; всякое созвучие, по Гераклиту, создается разнозвучием (А 22, В 8, В 10). В гераклитовской философской системе эта мысль не стоит особняком; для Гераклита весь мировой процесс представляет собой единство противоборствующих сил, и без антитезы двух начал не может вершиться. Музыка соответствует мироустройству. Отсюда один шаг, чтобы появился трактат Цензорина «О дне рождения» (хотя и отдаленный от Гераклита или Платона столетиями), в котором была бы специальная часть «О музыке и ее законах», с последующим вычислением дней зачатия, созревания плода и рождения в соответствии с числами-интервалами в музыке (с. XI). Повторяя пифагорейцев, Гераклита и Платона, Цензорин говорит, что «любые звуки, произвольно связанные с другими любыми звуками, не дают созвучий… Созвучие есть единство двух различных звуков, образующие приятное согласие» (с. X).
Основные тоны-антитезы в музыке, соответствующие двум противоборствующим силам в природе, у греческих теоретиков – низкий и высокий тоны. Их семантическое значение раскрывается, однако, в ритмике и метрике, неразрывно связанных с музыкой и в теории и в практике греков. То, что в музыке низкий тон, то в ритмике медленный темп; а то, что высокий, то в ритмике быстрый. «Одна и та же сущность, – говорит Дионисий Музыкант, – у ритма и мелодии, у которых высокое соответствует быстрому и низкое медленному» (Porphyr. ad Ptol. harm., р. 219, изд. Westphal, 1861, 46). В метрике – это повышение и понижение. У Аристида Квинтилиана (который специально разрабатывал этическую и космическую теорию музыки) эта общая всем греческим музыкальным теоретикам мысль выражена так: «Ритм – это некое сочетание известных тактов, расположенное в некоем порядке. Мы называем их претерпевание повышением и понижением. Повышение – это движение части тела вверх, понижение же – движение этой самой части вниз… А подвергается ритмизации в мусическом искусстве движение тела, пение, речь» (d. mus., 14–18).

Комментарии: