происхождение греческой метрики   —   Лист 4

Таким образом, и метрика, и ритмика, подобно музыке, покоятся на двух первоэлементах, на двух противоположных началах, гармоническое соединение которых дает благозвучие. Одно из этих начал – низкий тон, медленный темп, понижение (тезис); другое – высокий тон, быстрый темп, повышение (арсис). И гимн к Аполлону и гармоника показали, что низкий тон свойствен от природы земле, высокий – небу. Значение этих двух терминов хорошо сохранилось в латинском языке; gravis низкий значит тяжелый, степенный, важный; acutus высокий значит острый, резкий, но при этом за первым термином числится и ряд дурных значений – плохой, суровый, неприятный и т. д. В мифологическом плане эти два начала, создающие в своем противоборстве гармонию, (совершенно соответствуют родителям Гармонии, Аресу (войне, вражде) и Афродите (любви – плодородию). Благозвучие гласов создается сочетанием низкого и высокого; гармония природы покоится на соединении элементов зимы и лета, сухости и влажности. Это, в этическом плане, и значит умеренность (так особенно, как добродетель рисует Аристотель, в виде умеренного сочетания и хорошего и дурного); это значит снятие противоречия между добром и злом. Высокое и низкое, подобно русским значениям, получают два смысла, конкретно-пространственный и этический, что и сказывается на греческом стихосложении с полной очевидностью

3
Итак, ритмико-музыкальная фраза двучленна; она состоит из двух элементов, противоположных друг другу. Их сочетание дает ритм. В мифологическом, космическом значении это небо-преисподняя, в этическом – добро и зло. С «преисподней» увязывается печаль, медленный темп, степенность; радость, быстрота, веселость отождествляются с «небом». В метрике понижению сперва соответствует долгота, повышению – краткость.
Наиболее раскрывают семантику ритма античные термины. Слово «ритм»
(ῥυθμός) значит «движение воды», «течение» (отсюда – обычное античное сравнение речи с речным потоком); такт выражается терминами χρόνος «время», πούς, «нога», βάσις «хождение». Ритмические единицы, повышение и понижение, означают повышение и понижение не звука, а ноги. Помимо Аристида Квинтилиана («повышение – это движение части тела вверх, понижение – вниз»), можно привести «Введение в музыкальное искусство» Вакхия, где говорится: «Повышением что мы называем? – Когда нога поднята на воздух, как еслиб мы собирались итти. А понижением что? Когда поставлена на место» (10–12). Так же понимает арсис и тезис

Комментарии: