Марий Викторин: «est arsis sublatio pedis sine sono, thesis positio pedis cum sono» (2482* ). Терминами ноги, хождения обозначены и многие другие ритмико-метрические понятия. Скандировать – значит итти; scando «подниматься», скандируемый стих «поднимается», по-гречески – идет, βαίνεται. Нога, как мера такта, фигурирует и в Греции, (πούς) и в Риме (pes и passus), и в новых языках (pied, Fuss, step, у нас – стопа, т. е. ступня). Такт отбивался ногой или рукой. К этому есть большой иллюстративный материал. Нога, рука, пальцы, большой палец – термины ритма и такта; рука, палец, подобно ноге, поднимались и опускались. Основной, однако, термин удар. Во-первых, удар помогает такту; во-вторых, ставит ударение на отдельные единицы ритма или метра; в-третьих, он режет, расчленяет ритмическую фразу, и, наконец, в-четвертых, удар ног или рук передает язык эмоций (одобрение, хулу). К терминам хождения присоединены, следовательно, и термины, означающие «бить», «ударять», «резать». Их позднейшее отвлеченное значение несомненно; но было бы странно для античного мышления, еслиб музыкальная терминология (одна из древнейших) не имела за собой конкретного смысла, а произошла бы прямо из абстракции. Термины хождения понятны. Хотя и говорят, что они обязаны своим генезисом орхестике, все же возникает вопрос: откуда взялась сама орхестика? Термины, связанные с ногой и рукой, произошли не из театральной пляски, а из производственных процессов, из охоты, на которую коллектив ритмически шел и где бил, ударял зверя. Поднятие и опускание руки завершается ударом: это и есть такт, tactum (от глаг. трогать, касаться, брать). Поднятие и опускание ноги – шаг, βάσις, что тоже значит ‛такт’. Латинские термины скандированья в этом отношении очень конкретны: metrum (то, что измерено = пройдено) или versus (поворот), percutitur (от глаг. пронзить, отрубить, проколоть, убить), feritur (от гл. бить, ударять, закалывать), caeditur (от глаг. бить, сечь, убивать). В связи с последним значением находится и caesura, цезура, остановка, разрубающая стихотворную фразу на две части. Именно цезура создает видимость остановки на средине стиха; на самом деле она находится между двумя антитетирующими членами стихотворного предложения.
Для семантики ритма имеет первостепенное значение концепция времени, лежащая в основе осмысления ритма. Время представляется конкретным и пространственным. Повышение и понижение членов тела (арсис и тезис) – части ритма, ритмические времена (Аристоксен у Psell. 8). Другими словами, ритм складывается из двух времен, поднятой или опущенной ноги-руки. Греческому термину χρόνος «время» (‛такт') соответствует латинскому percussio, что значит «удар», «убийство».
Комментарии: