происхождение греческой метрики   —   Лист 5

Арсис, повышение, называется в греческой ритмике ὁ ἀνω χρόνος верхнее время, а тезис, понижение ὁ κάτω χρόνος – «нижнее время»: здесь более видно, что время воспринимается пространственно, как часть тела в поднятом или опущенном состоянии. И если впоследствии византийские ритмики говорят, что «без расчленения времени такт невозможен» (Mich. Psell. Prolamban. 14), то некогда эти понятия выглядели совершенно конкретно: как показывает термин διαίρεσις («разъятие») – «диэреза», время разнималось на части, разделялось, расчленялось. Части тела при помощи удара разнимались; они знали только два противоположных состояния – поднятие или опускание, лежанье на земле, высокое и низкое положение; низкое – это медленное время, высокое – быстрое. Мы так и видим: то, что в музыке низкий тон, то в ритмике медленное время (темп, tempo) и нижнее время, а в метрике понижение (сперва части тела, потом голоса), и, наоборот, конечно: высокий тон в музыке соответствует ритмической быстроте, верхнему времени и повышению в метрике. Отсюда и еще одно следствие: долгота (протяжное, медленное время) идет по линии низкого тона и тезиса, а краткость – по линии высокого тона и быстроты, повышения (арсиса). Долгое есть лежащее на земле, краткое и быстрое – поднятое вверх; время, таким образом, представляется конкретно, в виде частей тела, но и в виде земли или неба, расчлененных посредством удара. Античные ритмики иногда говорят, что ритмическая фраза чаще начинается с арсиса, за которым следует тезис. Арсис обозначается у теоретиков музыки при помощи особого знака, точки, στιγμή, что означает действие глагола колоть.

4
Ритм, по Аристоксену и Гефестиону, есть строй, упорядоченность времен χρόνων τάξις (Planud. in Hermog. V, 454); мы сказали бы – чередование сильных и слабых моментов времени. Два элемента необходимы для времени: порядок и расчленение. Так учит Аристоксен во fr. 2. Да, целостность и расчлененность – два элемента ритма. Это те два элемента, которые лежат в основе образов об умирающих и воскресающих космосах, извечно расчленяемых, но единых. Антитеза, которая сводит в гармонию противоположные начала ритма, занимает в греческой музыкальной теории большое место; здесь это – учение об основной противоположности двух времен, первого времени (или ведущего), и последнего времени (или следующего за первым). Но эти большие или меньшие времена могут взаимно меняться. Такова антитеза ямба и трохея, дактиля и анапеста.

Комментарии: