Происхождение греческой метрики   —   Лист 5 (об.)

Две противоположные стихии, гармонически объединяющиеся в ритм, – это покой и движение (Аристоксен у Psell. 6). Покою соответствует медленный темп, низкий тон; движение сказывается в быстроте, в высоком тоне.
Строй, упорядоченность есть гармония. Античный философский фольклор показывает, как гармонией называется целостный космос, зверь-тотем, члены которого после растерзания вновь соединены в одно целое. Музыкальная гармония – только один из частных случаев этой гармонии универса. Время, Хронос, оно же Кронос, в архаической мифологии представляет собой живое существо, космос. Но универс периодически расчленяется. И Время, кроме порядка, еще нуждается в растерзании; примитивная диалектика требует, чтобы гармония шла одновременно с распадом на части.
Древние ритмики учат, что время не может расчленять само себя: «Время само себя не режет; нужно, чтоб что-то другое рассекало его» (Aristoxen. II, 272). Вот эту функцию рассечения (диэрезы) времени выполняют: слово, мелодия и движение тела, три элемента, подвергающиеся ритмизации. А без рассечения времени невозможна стопа или такт (Psell. 14). Стопа и такт, таким образом, есть часть, полученная при рассечении времени, и само время – часть такта. Если же сказать это буквально, так, как гласят термины, то получится: время есть часть ноги (χρόνος δέ ἐστι μόριον ποδός. Sch. ad Hermog. VII, 892). Отсюда и устойчивый музыкальный термин «ножные времена» (χρόνοι ποδικοί). Вот почему впоследствии стали отбивать такт топая, ударяя ногой или рукой; большую регламентирующую роль играет при этом и палец. Член тела бьет, ударяет или топает, ходит, и это есть разделение времени, такт, стопа, ударение. Но ictus и значит убиение, удар (ico – бить, ударять, поражать). Да, бьет время и режет его на части член тела. И когда мы читаем у древних ритмиков, что время само себя не может резать, но его рассекают слово, мелодия и движения тела, мы начинаем понимать путь от конкретного образа к отвлеченному понятию. Ведь мелодия по-гречески μέλος член тела, член тела животного или человека; в древней образности он-то, член тела, и рубит время. Но так же рубят время, конечно, и движения тела, те же части тела, главным образом ноги и руки, но и все тело в целом, в совокупности; орхестика, архаичнейшее искусство пляски, осмысляется, как космическое убиение, при помощи ударов, зверя-времени. А слово? Древнейшее синтаксическое предложение показывает ту же двучленную формулу с рассечением времени, остановкой посредине, с тем же арсисом и тезисом; показывает структуру фразы в виде периода, кругового хождения, или поворотов и остановок, строф и стихов. Можно, таким образом,

Комментарии: