происхождение греческой метрики   —   Лист 6

сказать, что структурный скелет поэтической и прозаической фразы рождается одной и той же концепцией времени; но схема простейшего музыкального и ритмического построения, как и первичная схема пляски, совершенно аналогичны древнейшей речевой схеме. Слово, мелодия и движения тела ритмически однородны, потому что речь, музыка и пляска, каждая в отдельности, осмысляются в категориях пространственного времени. Они ритмически совпадают только потому, что первобытный человек имеет одно, а не три, представление об основном элементе ритма, времени. Для него время – живое, движущееся тело, тело животного, тотема, которое ходит, бьет, рубит другое животное; ритмическая схема, схема первобытного, показывает двух антагонистов, – удар и рассечение, – членов времени. Это повышение и понижение, остановка, или что то же, первое время и последнее, верхнее и нижнее.

5
Древняя античная поэзия дает единую систему музыки, ритмики и метрики: античные стихи поются и пляшутся, музыка говорится и танцуется, пляска поется и говорится. Античный материал показывает, что первоначально вся ритмическая схема была значащей, так же как и музыкальная и метрическая схемы. Это уже дает возможность говорить о параллельных смысловых рядах музыки, ритмики и метрики. Размеры и ритм стиха соответствовали когда-то семантике самого стиха.
Греческая метрика обнаруживает свое смысловое содержание и в теории и в практике стихосложения. О некоторых размерах известно, что они получили свои терминологические имена в связи с процессами работы и хождения, – названия по руке, пальцу, бегу, культовому акту. Так, дактиль значит палец (ср. Arist. Quint. d. mus. I, 36), дохмий – в сторону идущий, косой, холиямб – хромающий. В теории ритма эти образы, ставшие понятиями, переходят на роль тропов, например у Цицерона: «Ритмической считается всякая речь, движущаяся ровно и устойчиво, без хромания и подобия шатания» (Орат. 58, 198; Ант. теор. яз. и стиля, 1936, 251). Хорей значит хороводный, трохей – бегущий, спондей – льющийся (возлиятельный), вакхий – вакхический (Arist. Q. 38). Анапэст – обратный удар; его маршевый характер говорит о ходьбе, а его терминологическое значение – о действиях глаголов бить, ударять, рубить. Особое значение у ямба. Диомед объясняет, что ямб произошел из короткого и длинного шага, который делают при метании копья: у Арктина «Ямб быстро шагнул поднятой ногой…» и т. д. (Radermacher,

Комментарии: