происхождение греческой метрики   —   Лист 6 (об.)

Jambe u. Jambus, Sitz. Ak. Wien, ph.-h. Kl. 187, 1918. В. III. 81 sqq.).
Самые спокойные из ритмов те, которые начинаются с тезисов, понижений, – учат античные трактаты, – и они настраивают душу; а те, что начинаются с арсисов, повышений, и заставляют голос напрягаться, – будоражат (Arist. Quint. d. m. II, 97). Здесь нужно оценить связь покоя, тезиса и величия; напротив, арсис увязывается с волнением. У теоретика ритма эти былые образы сделались понятиями, и он рационализирует архаическую семантику времени.
Ритмы с короткими паузами, говорится дальше в этом трактате, просты и незначительны, а с длинными паузами – пышны. Короткие такты, «при одинаковом счете», создают быстроту и пылкость; они употребляются в пиррихиях, а длинные – в священных гимнах, потому что равенство и длина времени создает благопристойность и душевное здоровье. «При полуторном счете» много движения, и это порождает состояние энтузиазма; душа приходит в беспокойство от двойного тезиса, но величина арсиса возносит дух в высоту. «Сложные» ритмы патетичнее, чем «простые», потому что отдельные такты, из которых они состоят, имеют неровные времена и этим создают взволнованность. Еще страстнее те ритмы, которые содержат уже много тактов; здесь аномалии еще сильней, и потому они, вызывая многообразные движения тела, приводят душу в большое смятение. Среди «переменных» ритмов есть страшные и гибельные. Те из них, что идут по типу спондея, степенны и мужественны, если только они хорошей длины и равны; когда же только хорошей длины, но не равны, то они примыкают к трохею или пэону и отличаются пылкостью. Если же ритмы равны, но слишком малы и идут по типу пиррихия, то они не благородны и низки. Ускоренные темпы пылки и энергичны, а медленные ослабляют и успокаивают. Так называемые «круглые» ритмы сильны и призывают к деятельности, а «наполненные», имеющие целую группу звуков, плоски и вялы (ук. соч., стр. 97–100).
Итак, время имеет свою семантику: оно в неразрывной увязке с душевными состояниями и соответствует известным этическим категориям. То, что равно движению, быстроте, высоте, вызывает энтузиазм, пылкость, энергию, возносит дух. Долгота, длина, медленность мутят душу. Однако, такие ритмы пышны и создают благопристойность, степенность; они ослабляют и приносят спокойствие, но величественны и годятся для священных песнопений. Всего есть две этических категории, как и два ритмических элемента: «высота» и «низость». Вот почему могут быть страшные и гибельные ритмы – неблагородные, низкие, но также высокие и величественные.

Комментарии: