«Что такое по характеру мелодия?» – спрашивает руководство по мусической теории и отвечает: «Когда из низкого переходит в величественное или из спокойного и задумчивого в бешеное» (Bacch., р. 14).
6
Тождество звука и смысла закладывает крепкий фундамент для всей будущей семантики метра и ритма, строя и размера. Источников много, но самый полный и классический в III книге Государства Платона (398 D – 403 А).
Здесь говорится о том, что мелодия (песня, стихотворение) состоит из трех элементов: слова, гармонии и ритма. Существуют траурные гармонии (лады), которые больше подобают женщинам, чем мужчинам, и то не женщинам приличным; пьянство, изнеженность и праздность, равно как и лидийские строи, не подходят стражам государства.
К лидийским ладам примыкают и ионийские, расслабляющие, нежные, специально застольные, для песен за чашей вина. Им противоположны дорические и фригийские. Это мужественные гармонии, которые возбуждают дух во время войны, но пригодные в мирное время для молитвы, для убеждения и наставления, для просьбы. Они подражают самым прекрасным звукам, воспроизводя насильственное и добровольное; это две гармонии несчастных и счастливых, благоразумных и мужественных начал. Им соответствуют такие инструменты, как лира и кифара, а для пастухов свирель (сиринга). Им противопоставляются многострунные инструменты.
Точно так же и ритмы не должны быть пестрыми, с многообразием тактов; для целей государства следует предпочитать скромные и мужественные ритмы. Стопа должна следовать за мелодией звука. Одни из них соответствуют низости, насилию, грубости, безумству и прочему дурному, а иные, наоборот, всему хорошему, как дактиль, героический размер и так называемые сложные ритмы, а также такты военной пляски. Они гармоничны своими повышениями и понижениями, краткостью и долготой, как ямбы и трохеи. Темпы тоже заслуживают, сами по себе, похвалы или порицания, подобно ритмам.
Благозвучие следует за прекрасной речью, а диссонанс – наоборот; красивая гармония и дисгармония, как ритм и гармония, следуют слову, но не слово им. А слово, манера (стиль) речи следует характеру души. Изящная речь, благозвучие, благовидность и стройность следуют за простотой, которая заключается в прекрасном нраве души. Не только в ремесле, но и в природе человеческих тел и растений есть красота или