безобразие. Дисгармония и безобразие – сестры и подражания дурного стиля и дурного нрава, а красота и гармония – благоразумного доброго нрава. Следует развивать гармонию тела и души и находить в человеке все прекрасное и музыкальное (ср. 443 D – Е).
Итак, ритмы и метры соответствуют человеческому характеру, но также характеру природы и обстановки; музыкальный строй есть строй души и внешнего мира. Платон в Законах идет еще дальше: ритмы уподобляются не только определенным нравам и душевным состояниям, но даже полу, возрасту, социальному положению. Для мужчин и женщин, для взрослых и детей, для свободорожденных и рабов должна быть различная ритмическая система. «Ведь музы никогда не ошиблись бы настолько, – говорит он, – чтобы словам мужчин придавать женский оттенок и напев, чтобы, с другой стороны, соединить напев и облик благородных людей с ритмами рабов и людей неблагородных и, начавши с благородных ритмов и облика, вдруг прибавить к ним напев или слово, противоречащее этим ритмам» (Legg. 669 С, пер. А. Н. Егунова). И дальше: «...надо было бы определить характер, отличающий от мужских песнопений те песнопения, что подобают женщинам. Необходимо для них установить подходящие гармонии и ритмы. Нехорошо, если напев идет в разрез с гармонией в ее целом, если нарушается ритмичность и ничто в песнях не соблюдено надлежащим образом. Необходимо и здесь установить законом определенные схемы. И мужскому и женскому полу необходимо предоставить произведения, содержащие в себе оба эти элемента, т. е. гармонию и ритм; но при этом женщинам надо предоставить то, что соответствует именно этому природному различию полов. А это-то и надо выяснить. Следует признать, что величественное и побуждающее к мужеству имеет мужской облик, склоняющееся к благопристойности и скромности более родственно женщинам...» (802 D, Е). И о соответствии ритма возрасту и душевным свойствам: «Наблюдая гармонии и ритмы, они (певцы) смогли бы таким образом выбрать подобающее, подходящее для пения людям их возраста и их свойства» (там же, 670 D).
Таким образом, учение о ритмах есть часть общего учения о нравственности. Это объясняет, с одной стороны, связь гармоники и метрики с философией и этикой, а, с другой стороны, с религией. Недаром музыка, пляска, пение – часть культа; «в старину, – говорит Страбон, – мантики и музыку составляли» (330). Героический размер считается изобретением Орфея, дельфийский – Аполлона, размер оракулов и божественных гимнов – жрецов (Plot. d. metr. V, p. 1629; Cl. Al. Str. I, 323; Lobeck I, 234). Ямб считался связанным с культом Деметры.
Комментарии: