происхождение греческой метрики   —   Лист 8 (об.)

ными, созданными самой природой, античные теоретики стиля рационализируют значение ритмов и размеров, как определенных средств воздействия на слушателя и как раз навсегда данных жанровых приемов.
«Из ритмов, – говорит Аристотель в III книге Реторики, – героический ритм отличается торжественным характером и не обладает гармонией, которая присуща разговорной речи. Ямб есть именно форма речи большинства людей. Вот почему из всех размеров люди всего чаще в разговоре употребляют ямбы… Трохей более подходит к комическим танцам, что доказывают тетраметры, потому что тетраметры – ритм скачков» (8; АТ 182, ср. Poet. 59в 32 – 60a 5). На эту же тему рассуждает и Цицерон в Ораторе: «...ритмы ораторские тождественны поэтическим. Некоторые считают таковым (наиболее подходящим для складной прозаической речи) ямбический размер, так как он ближе всего подходит к прозе; поэтому-то в силу своей реалистичности он преимущественно и применяется к драме, тогда как дактилический размер более приспособлен к торжественному стилю гексаметров… Так как в состав пэана входят три кратких слога, а в дактиль – два, то благодаря краткости и быстроте произношения такие слова, по мнению Эфора, льются более плавно, в спондее же и трибрахе получается обратное: от того, что первый состоит из одних долгих, а второй из одних кратких слогов, в последнем случае речь оказывается слишком торопливой, в первом же – слишком замедленной…» (57, 191; АТ 249). И несколько дальше: «Трибрах же, по длительности равный хорею, он (Аристотель) называет кордаком (разнузданным, быстрым танцем комедии), так как ускоренное произношение и краткость лишают речь достоинства» (57, 192–193; АТ 249–250). Цицерон советует не лишать прозаическую речь ритма, чтоб она не была подобна «языку простого народа», но и не делать ее сплошь размеренной, как стихотворение: в первом случае она будет производить «впечатление обыденности и пошлости» и «вызовет отвращение», а во втором «обнаружит свой искусственный характер» и «не доставит наслаждения» (57, 195; указ. место). Затем Цицерон начинает разбирать, «для каких родов речи каждый из… размеров наиболее приспособлен». «Ямб, например, – говорит он, – более всего распространен в таких речах, которые излагаются спокойным и простым языком, пэан же – в более возвышенных, дактиль – и в тех и в других» (58, 196–197; АТ 250). Что касается до семантики темпов, то Цицерон говорит: «Стремительного движения требуют в большей мере полемические части, изложение дела, напротив, – замедленного темпа», и перед этим: «Ритм, вообще, течет то быстрее, благодаря краткости стоп, то – в силу протяженности –медленнее». Окончание

Комментарии: