происхождение греческой метрики   —   Лист 9

фразы требует специального и ритма и темпа. Лучше всего дихорей, если только не злоупотреблять им. «Но есть ряд других клаузул, которые ритмично и приятно звучат в окончаниях»: кретик (долгий, краткий, долгий), пэан, «из одного долгого со следующими тремя краткими, – этот размер бодро звучит вначале и расплывается в окончаниях, – или же он состоит из стольких же кратких впереди и одного долгого заключительного… Не заслуживает полного пренебрежения и спондей, хотя, состоя из двух долгих, он и представляется несколько вялым и замедленным; тем не менее ему свойственно некоторое устойчивое и не лишенное достоинства движение, впрочем, в гораздо большей мере в отрезках и членениях фраз, так как здесь он восполняет малочисленность стоп своей тяжелой медлительностью». И дальше Цицерон разбирает, какие размеры уместны в какой части прозаического периода – ямб, хорей, трохей, дактиль, кретик; пэану, наиболее подходящему, с точки зрения древних авторитетов, для начала речи, для средины и для окончания, он предпочитает в клаузуле кретик (63, 213–64, 218; АТ 254–255).
О семантике ритма говорит и Дионисий Галикарнасский в трактате О сочетании имен: «Сильные, исполненные благородства и величавости ритмы дают величавые, благородные и роскошные сочетания, а слабые и робкие ритмы дают и сочетания, лишенные силы и величавости...» (18, 112; АТ 257). «Ничто так не снижает высокую речь, – рассуждает трактат О возвышенном, – как порывистый и торопливый размер, вроде пиррихия, трохея и дихорея, которые впадают в конце концов в плясовой ритм… Так же лишает речь величия и слишком большая скорость, рассеченность на мелкие и краткие стопы, как бы сколоченные одна с другой гвоздями в тех местах, где образуются перерывы и шероховатости» (41, 1–3; AT 258).
Наконец, любопытна семантика краткости и долготы слогов, даваемая Деметрием: «Долгий слог по самой своей природе величав и вначале сразу же производит соответствующее впечатление и, заканчивая колон (член периода), оставляет слушателя под впечатлением величия». Пэоны спокойнее других размеров: «они заключают в своем долгом слоге величавость и прозаический характер в кратких. Из других размеров гексаметр торжествен, непригоден для прозы, а певуч; не ритмичен, а лишен ритма. Частота его долгих слогов выходит за пределы того, что допустимо в прозаических размерах. Ямб прост и похож на обыденную речь… в величавом стиле следует применять пэоническое построение» (39; 41; 42; 43; АТ 259).

Комментарии: