происхождение греческой метрики   —   Лист 9 (об.)

8
С формальной точки зрения, каждому месту прозаической речи соответствует свой определенный размер. С точки зрения содержания, каждому душевному состоянию присущ свой определенный, выражающий его, ритм. Семантическая условность размеров и ритмов в античности настолько стандартизована, что каждый поэтический литературный жанр имеет навсегда прикрепленный к нему и метрический шаблон. Так, греческий эпос сложен гексаметром, т. е. системой дактилей с возможными спондеическими разрешениями. Гексаметрами и пентаметрами оформлена греческая элегия. Ямбов много в лирике, в ямбических триметрах диалоги греческой трагедии и комедии, в трохеических тетраметрах части хоров и комедии, и трагедии, в анапэстах вступления драматического хора (пароды) и его уходы (эксоды). Только два жанра выпадают из этого общего правила: хоры в драме и песенные соло, либо соло с хором – с одной стороны, а с другой – песенная лирика, тоже хоровая или соло. Эти песенные партии в драме и в лирике не имеют своего постоянного размера, в котором были бы неизменно выдержаны. Их размеры пестры, многообразны и многосистемны.
Итак, эпос и элегическая лирика связаны общей дактилической системой. Это ритмы величия, степенности, медленных темпов; спондеический характер еще более тяжелит их и замедляет. Элегии носили траурный колорит и были частью погребального культа. Павзаний говорит, что элегия и траурные плачи сопровождались аккомпанементом флейты, и пение под флейту было до такой степени зловещим и мрачным, что его пришлось отменить на состязаниях (Х, 7, 5). Медленность, величие, степенность – это в системе античной ритмической семантики говорит о преисподней, о «нижнем» или «последнем» времени, о низе, о смерти. Элегические и эпические жанры, локализованные у могилы, жанры тризны и плача, слагаются из дактилей со спондеями, в гексаметрических (и пентаметрических) удлинениях и замедлениях, с ярко выраженной остановкой – рассечением посредине.
Я уже говорила, что в античной ритмике существует мнение, что наиболее часто ритмическая фраза начинается с арсиса, за которым следует тезис. Однако, не менее часта и схема ямба, того самого ямба, в системе которого создается греческая драма, структурно и по содержанию представляющая собой заклание жертвенного животного и его разрывание на части. Рядом с ямбом архаична и его антитеза, трохей. Ямбическими триметрами оформлена диалогическая часть и трагедии, и комедии; но трохеическими тетраметрами сложена парабаза

Комментарии: