происхождение греческой метрики   —   Лист 10

древней комедии и агонистические части трагедии. Ямбы – древнейший размер, которым сложены песни в обрядах плодородия; не единственный ли это размер, о котором можно сказать, что он существовал еще в земледельческую эпоху, при матриархальных культах матери-земли, Деметры? Ямб – это ритмическая система брани и непристойности.
Как время и мера времени, ямб по-гречески связан с Ямбой, женщиной, олицетворением женского начала в ее конкретной форме (Dieterich, G
ouml;ttin Misa, Phil. 52, 1893, 3). Уже одно это говорит о земледельческой значимости ритма. Время и ритм как образ женщины или мужчины, встречается в образной ритмической системе греков. Древние, говорит Аристид Квинтилиан, считали ритм мужским началом, а мелодию – пассивным, женским (1, 96); конечно, у Аристида ритм и мелодия – уже отвлеченные понятия, но за ними нетрудно усмотреть образное представление о двух частях времени, из которых одна часть мужчина, другая – женщина. Остаток этого в терминах, хотя и поздних: мужская цезура (на долгом слоге) и женская (на кратком) или впоследствии мужская рифма (с ударением на последнем слоге) и женская (на предпоследнем). Вот таким женским ритмом служит и ямб или ямба. Это размер, который начинается с понижения или низа, быстрым темпом; его метрическое начало – краткость. В архаичной семантической системе он соответствовал небу, потом – земле. Земледельческая семантика переосмысляет небо: краткое и быстрое начинает увязываться, как и самое небо, с землей, с плодородящей функцией женщины – мировой матери, то есть с землей-матерью. Ямба приобретает характеристику Деметры-земли. Непристойные песни в обрядах плодородия, смеховые и бранные песни получают название ямбов, а самое действие высмеивания называется глаголом ямбить. В классовом греческом обществе к ямбу, как к смеховому ритму, прикрепляется бытовое значение, комическое. Известно, что быстрые темпы, краткость переосмысляются греками в полном соответствии к их пониманию реальности: все комическое, все короткое и быстрое отходит к жизни, к миру реальному, в противоположность величию длинного, долгого, медленного. Происходит та самая смена семантик арсиса и тезиса, которая и в теории античной ритмики вносит путаницу своим обратным смыслом. Теперь высокое связывается с понижением и медленностью, с долготой, а быстрое и краткое с низким.
Ямбический триметр диалогов трагедии идет по высокой семантической линии, а комедии – по реалистической, низкой. К этому времени закладывается основание для всех будущих теоретических мнений о разговорном характере ямба и о его близости к обыденной речи: античные теоретики стиля начнут

Комментарии: