происхождение греческой метрики   —   Лист 10 (об.)

учить, что комические жанры оттого складываются ямбами, что ямб ближе к жизни, чем другие размеры. Между тем, одинаковая метрическая структура диалогов в трагедии и комедии говорит ясно о том, что драма была некогда единым жанром, с единым метрическим скелетом; трудно защищать мнение, что и диалоги трагедии оттого сложены ямбом, что этот размер ближе к обыденному языку. Как трагедия и комедия – два вида единой драмы, прошедшей два крупных семантических этапа, так и метрическая схема этих двух ее видов одна и та же, двояко осмысленная.
Это исчерпывающе раскрывается лирикой. Архилох или Семонид пользуются ямбическими триметрами задолго до того, как организуется трагедия или комедия. И в лирике-то мы и видим, как ямбический триметр то оформляет серьезные, молитвенные, грустные, на тему о смерти, стихи, то насмешливые, бранные.

9
Но еще ярче об зтом говорит схема трохеических (хореических) тетраметров. В древней комедии ее неизменное место – эпиррема и антэпиррема парабазы, то есть инвективные части (Ar. Nub. 575–594, 607–526; Vesp. 1071–1091, 1102–1122, 12275–1283, 1284–1291; Av. 752–768, 785–800, 1072–1087, 1102- 11 17 и т. д.).
В трагедии мы имеем: у Эсхила в «Персах» (155–175) после парода хора первый дуэт хора с Атоссой (ср. у Аристофана хореические тетраметры сразу после парода, например, эпиррему и антэпиррему в предагоне «Ос», 430–461 и 488–525, а также нечто подобное в «Птицах», 355–342, 351–399). Затем продолжение этого дуэта, переходящее в стихомифию, 215–248. Второе место в «Персах» – дуэт с Атоссой тени Дария, и здесь дуэт переходит в стихомифию (697–752).
Кроме «Персов», этот тетраметр имеется еще и в «Агамемноне», в трио Эгисфа, хора и Клитемнестры; начало и конец данного трио – стихомифии (1649–1673). У Софокла – только один случай. Это в «Эдипе-царе» заключительный диалог между Эдипом и Креонтом; по функции это эксод, по форме – стихомифия (1515–1530). Больше всего трохеических тетраметров у Еврипида, что еще раз указывает на его любовь к архаике. В «Вакханках» ими сложен дуэт Диониса с мэнадами, характера стихомифии, и возвещение Диониса о своем избавлении от мнимой гибели (604–641). В «Елене» это стихомифия между Теоклименом и хором (1619–1641). В «Беснующемся Геракле» – исступленная речь Безумия о предстоящей погибели дома Геракла; начало и здесь – краткая стихомифия

Комментарии: