происхождение греческой метрики   —   Лист 11

(855–874). В «Ионе» – это длинная стихомифия между Ионом и хором, Ксуфом и Ионом (510–566), а затем краткая между Креусой и хором (1250–1260). В «Оресте» – стихомифия между Орестом и Пиладом, тоже длинная (729–806), и между Орестом и фригийцем (1506–1536). В «Ресе» – стихомифия между Одиссеем и полухорием (683–691). В «Троянках» ямбический монолог Кассандры прерывается хореическими тетраметрами. Это то место, где пророчица вещает о своей смерти (444–461). В «Финикиянках» тетраметры появляются в стихомифии между Этеоклом и Полиником (588–637); по содержанию – это настоящий поединок. Здесь же эти тетраметры снова выполняют функцию эксода в заключительных словах Эдипа (1758–1763). В «Ифигении Таврической» ими опять сложена стихомифия между Ифигенией и Фоантом; перед тетраметрами – ямбическая стихомифия между этими же лицами, а в конце – заключительные перед песней хора слова Ифигении (1203–1233). Больше всего этих тетраметров в «Ифигении Авлидской» –3 раза: в стихомифии между Менелаем и Агамемноном, типа поединка, с переходом в два монологических выступления-агона (317–401); в стихомифии между Ахиллом и старцем, между старцем и Клитемнестрой, между Клитемнестрой и Ахиллом, с заключительным пассажем Клитемнестры и репликой хора (855–918); наконец, в стихомифии между Ифигенией и Клитемнестрой, Клитемнестрой и Ахиллом, с заключительной речью Ахилла (1338–1401). На основании этих данных можно сказать, что в трагедии трохеические тетраметры оформляют стихомифию (рядом с ямбами) и заключительные к стихомифии монологические пассажи; два раза они появляются у Еврипида как метрическая форма для речи божества (Диониса, Лютты), но оба раза в виде завершения стихомифии, хотя бы и краткой. Только в одном случае, в монологе Кассандры, они занимают средину речи; по содержанию – это пророчество о смерти и преисподней.
В подавляющем большинстве примеров из греческой трагедии трохеи предшествовали песням хора, стасимам. Это ясно говорит о том, что они замыкали действие и служили, как у Софокла, эксодом, хотя эксодом отдельных актов. Если к этому прибавить данные аристофановской комедии, то мы увидим, что парабатические трохеи очень близки к трагедии. Парабаза – обращение хора-автора к зрителям; это часть дуэта, но не монолог в нашем нынешнем понимании. Хореические тетраметры оформляют инвективу, замыкая оду и антоду. В сущности, и в трагедии этими метрами сложена инвектива: но в трагедии словесный поединок принято называть агоном. В «Агамемноне» Эсхила (хор и Эгисф или Клитемнестра), у Еврипида в «Елене» (хор и Феоклимен), в «Ифигении

Комментарии: