происхождение греческой метрики   —   Лист 11 (об.)

Авлидской» (Менелай и Агамемнон), в «Ифигении Таврической» (Ифигения и Фоант), в «Оресте» (Орест и фригиец), в «Финикиянках» (Этеокл и Полиник) – всюду мы видим бранный поединок, метрически оформленный хореическими тетраметрами; в двух последних примерах бранная дуэль приближается и граничит с подлинной кровавой битвой. Во всех других случаях хореическая стихомифия развивает противоречие, две точки зрения, возражения, сильно напоминая агон комедии и стихомифию в ямбических триметрах трагедии.
Я сказала: стихомифию в ямбических триметрах трагедии. Но и агон аристофановской комедии тоже сложен, как правило, ямбическими триметрами-тетраметрами или в анапэстической системе. Можно сделать отсюда вывод (и он в современной науке уже сделан), что ямбы заменили хорей-трохей, который остался в инвективных местах и трагедии и комедии только в виде отдельных метрических кусков. Повидимому, эта архаическая система оформляла когда-то самостоятельную сцену поединка; если вспомнить пассажи Кассандры о смерти, Диониса о каре, Лютты о погибели, то станет ясно, что поединок был не просто словесной бранью, а чем-то более серьезным и более, по смыслу, древним.
Наиболее архаические пассажи оформлены в тетраметры хорея-трохея. Здесь не то, что инвектива или словесный поединок, а мировая битва; и эти-то стихомифии и эти-то эксоды, заключения стихомифий, даются в хореических тетраметрах. Становится понятным, что система хорея – древнейшая в составе трагедий и комедий; но, родниковая, как ритм, как набегающий, катящийся ритм, тут и там, она в одном виде драмы носит характер чего-то рокового, в другом – плясового. И это уже говорит, само по себе, о том же, что и ямб: об условности ритмических и метрических семантик, о размерах, которые в звуковом отношении, «от природы», ровно ничего не означают, а потому могут быть использованы для любых смысловых целей.

10
О том, что парабаза комедии есть хоровой агон, говорилось в науке неоднократно. В частности, сравнивались парабатические анапэсты с хоровым прологом трагедии. По Корнфорду, агон комедии имел в виду (в обрядовой форме) смерть космического противника.
В анапэстах парабазы содержится похвала (поэту или хору), в оде и антоде – инвокация (бога или героя), в эпирреме и антэпирреме – инвектива. Это опровергает ходячее мнение

Комментарии: