происхождение греческой метрики   —   Лист 12

о том, что анапэсты и трагедии в прологе выполняют функцию марша. Впрочем, неправильно уже и то, будто пролог имеет целью предуведомить зрителя о будущем содержании разыгрываемой драмы. В прологе комедии главное содержание – похвала и инвектива, подобно парабазе (S
uuml;ss, Rh. M. 65, 1910, 442 sqq.). Что до трагедии, то здесь дело обстоит так. Анапэстический пролог хора, парод, имеется только в двух пьесах Эсхила, наиболее архаических, в «Персах» и в «Умоляющих», да в «Ресе», неизвестно кому принадлежащем. В «Персах» содержание анапэстического хорового пролога – восхваление персидской мощи (1–64). В «Умоляющих» – хвала стране, прибежищу Данаид (1–175). В «Ресе» очень интересно содержание парода: хор пробуждает Гектора от ночного сна (1–10). Если принять во внимание похоронный генезис хвалы, мотив пробуждения получит свой смысл.
Анапэстичны пароды хора и в других трагедиях, где они и не выполняют функции пролога. Это у Эсхила в одном «Агамемноне» и у Софокла в одном «Аяксе», остальные примеры у Еврипида в двух лишь пьесах – «Алкесте» и «Гекабе». В «Агамемноне» печальный хор говорит о горестях и восхваляет благочестие Клитемнестры (40–103); в «Аяксе» хор приветствует Аякса, и здесь явны мотивы хвалы Аякса, хулы Одиссея (134–171). В «Алкесте» хор разузнает о смерти царицы и поет ей краткую хвалу (77 sqq.); в «Гекабе» хор приносит вести о смерти, призывает Гекабу к мольбе, хулит Одиссея (98–153). Анапэстический парод хора бывает слит с диалогом, и тогда сольные партии, примыкающие к нему, построены тоже в анапэстах; но бывает, что этот анапэстический диалог замещает парод хора. Так, в «Ресе» (1–40) и в «Гекабе» (98–215) парод слит с анапэстическим диалогом, а в «Медее» анапэстический дуэт двух солистов появляется в функции парода (96–130, 139–147, 160–172, 184–203), в «Ифигении Авлидской» – в функции и парода и пролога (1–48). В четырех случаях мы наблюдаем и анапэстическое соло (или прелюдии к ним), непосредственно следующие за прологом. Это у Еврипида в «Гекабе», «Троянках» (после стихомифии), «Ионе» и «Алкесте». В «Гекабе» это плач Гекабы, которым начинается парод хора (59–97). Композиция анапэстической (в основном) схемы здесь такова: плач Гекабы – парод хора – диалог (плач) Гекабы и Поликсены. В «Троянках» соло – плач Гекабы находится тоже в функции парода (98–152); его продолжением служит коммос, который заканчивается анапэстами (230–234). В «Ионе» это прелюдия к хвале Феба, и у нее функция парода (82–111). Наконец, в «Алкесте» между пародом хора и стихомифией находится анапэстическое соло Смерти (29–37).

Комментарии: