происхождение греческой метрики   —   Лист 13

кации покойника из-под земли (623–632); в «Агамемноне» – пролог к стихомифии полухорий (1331–1342), но пролог и к песне Клитемнестры (355–366); в «Эвменидах» пролог к хоровой инвокации Ночи (307–320). У Софокла: в «Аяксе» – два пролога к двум симметричным песням-скорбям хора и Текмессы (201–220, 233–244), в «Филоктете» – пролог к эпифании Геракла (1409–1414), в «Эдипе» – пролог к плачу хора и Эдипа (1297–1311). У «Еврипида»: в «Умоляющих» – пролог к хоровому плачу над трупом (1114–1122), в «Ионе» – пролог к песне Креусы, укоряющей Аполлона (859–986), в «Электре» – хоровое начало к эпифании Диоскуров (1232–1237) и т. д. Своеобразным сольным пародом можно считать и заключительные анапэстические эпифании богов, как Геракла в «Филоктете», как Артемиды в «Ипполите» (1283–1295), как выход умирающего героя (там же, 1342 sqq.), как выход тяжко больной Федры (там же 170–266), как появление Океана в «Прометее» (284–297). Такими же «внутренними» эксодами, – анапэстическими концовками больших хоровых соло (иногда хора и солиста), – служат партии в «Прометее» (277–283), в «Персах» (140–154), в «Агамемноне» (782–809), в «Беснующемся Геракле» (442–450), в «Ипполите» (170 sqq.). В «Андромахе» – это конец плача перед закланием: анапэсты тут в устах Менелая, злодея и убийцы (515–522, 537–544). Наконец, минуя отдельные мелкие примеры, хочется указать на анапэсты, в которых складывались хоровые молитвы, мольбы, инвокации, приветы. Здесь – инвокация умершего Дария, которую я уже приводила, молитва о победе Ореста («Хоэфоры», 855–888), мольба об отце («Умоляющие» Эсхила, 966–979), инвокация земли-преисподней и могилы («Хоэфоры» 719–729), приветствие царицы («Электра» Еврипида, 988–997). Во всех случаях – это песни хора, который то инвокирует умерших и божества смерти (нужно прибавить сюда и начало инвокации Ночи из «Эвменид»), то возносит молитву за победу в подвиге смерти; ведь «победа» Ореста – это благополучное окончание задуманного им убийства. Даже в инвокациях-мольбах хора, обращенных к появляющейся царице или в мольбе о появлении Даная речь идет о той же эпифании, о том же прибытии, – первоначально о прибытии из смерти, как в случае с Дарием. Напомню в «Ресе» парод хора, инвокирующий Гектора; призыв к пробуждению от сна, на фоне аналогии, ясно говорит о пробуждении от смерти.
Теперь нужно прибавить, что анапэсты оформляют приходы и уходы хора и героев, смерть или изгнание, отбытие среди плача и стонов, эпифании, вступления, прибытия, – прибавить, чтобы окончательно понять маршевый характер ухода и прихода в смерть и из смерти. Это шествие, это ходьба, что те 

Комментарии: