происхождение греческой метрики   —   Лист 13 (об.)

хоровые, коллективные «периоды», терминами которых обозначены все ритмические и словесные схемы и их части. Анапэсты, означающие ударять, бить, наносить обратный удар, очень осмысленно складывают хоровую мольбу об удачном ударе Ореста, или о выходе из преисподней Дария, или появление умирающего Ипполита. Их связь с траурными плачами органична. Так же становится понятным и их место в соседстве со стихомифией, этим типичным «прением» жизни и смерти, или их дуэтная диалогическая форма (например, в «Ресе» 11–22, 34–40). Вообще, парод хора необязателен; дело не в хоре, а в анапэстах; и соло и дуэт, построенные анапэстами, семантически вполне заменяют хор.
И вот я возвращаюсь к анапэстам парабазы. В древней комедии ими сложена похвала и инвокация – в оде и антоде (Cornford 123, 125). Композиционно они идут в начале парабазы, а то и в прологе. По трагедии мы видим, почему именно ими складываются вступления, приходы, передвижения («парабазы»), марши, начала. То, что в комедии фаллический и смеховой элемент, то в трагедии загробный и плачевой. В анапэстах трагедии хвала уживается с инвокацией, а иногда и инвективой. Но там и тут в анапэстах построены именно хоровые, коллективные, наиболее древние партии. И вся эта общность метрической формы в комедии и трагедии еще раз говорит о том, что осмысление размера – вещь исторически-условная, и что один и тот же метр мог получать совершенно противоположные значения. Анапэст нисколько не означал европейского «марша», вовсе не наделен от природы «бодрым» характером и не представляет собой формы, как таковой, порожденной исконной чисто метрической сущностью.

12
В греческой метрической системе бросается в глаза существование двух родов метрических жанров: один – выдержанный от начала до конца в одинаковых ритмах, другой – смешанный. Это, с одной стороны, дактили-спондеи эпоса, элегии, парабазы; ямбы драмы и лирики; хореические или анапэстические части той же драмы, отдельных лирических песен; и так дальше. Но, с другой стороны, песенные партии драмы и лирики, как правило, метрически очень пестры. Прежде всего, где и как встречается смешанная метрическая система? В драме, в хоровых партиях. Это могут быть, однако, и не одни хоры. Так же типологичны соло или хоры с солистом. Что до диалогов, то они складываются, как правило, либо ямбическими триметрами, либо анапэстами. Как правило, у Эсхила трудно найти мелический диалог. Тем интересней посмотреть на некоторые песенные дуэты у Софокла и Еврипида.

Комментарии: