происхождение греческой метрики   —   Лист 14

У Софокла – два примера из «Эдипа в Колоне». Один – дуэт Антигоны и Исмены в форме стихомифии (1724–1736). Но он не показателен, так как построен в ямбической (с трохеями) системе. Характерней дуэт Антигоны и Эдипа, симметрично удвоенный (182–183 с выпавшими строками и 197–202). Его метрическая композиция такова: сперва идут парные дуэты Эдипа и Антигоны, Эдипа и хора; затем парный дуэт Антигоны и Эдипа; замыкает реплика хора. Эта схема удвоена. За исключением разбираемого дуэта и реплик хора, обе схемы анапэстичны. Таким образом, дуэт Антигоны и Эдипа заменяет часто встречающуюся мелическую песню хора, которая симметрично прерывает анапэстическую схему диалогов (например, мелика хора среди сольных анапэстов в «Медее», 148–159, 173–183; в «Аяксе» 221–232, 245–256) .
Четыре примера дает и Еврипид. В «Финикиянках» опять дуэт Эдипа и Антигоны, возможно, навеянный Софоклом. Здесь это вставка в длинную песню Антигоны (1539–1564). Затем в «Троянках» дуэт Гекабы и Андромахи. Это типичная стихомифия, конец длинной песни хора (577–594).
В «Андромахе» троичное построение: песни Андромахи, Молосса и Менелая (501–544). Такие же трио, из Ореста, Электры и хора, в «Электре» (1177–1232). Обе схемы имеют такой вид.

А н д р о м а х а Андромаха 3 строки Молосс 2 Андромаха 1 1/2 Молосс 1 1/2 Андромаха 3 Молосс 2 Менелай 7 1/2 строк Андромаха 3 строки Молосс 2 Андромаха 1 1/2 Молосс 1 1/2 Андромаха 3 Молосс 2 Менелай 7 1/2 строк Э л е к т р а Орест 7 строк Электра 3 строки Хор 4 Орест 7 строк Электра 3 строки Хор 4 Орест 3 Хор 2 Орест 4 Хор 2 Орест 3 Электра 2 Хор 1 строка Орест 3 строки Электра 2 Хор 1 строка


Эта схема наглядно показывает, что Менелай, третий партнер (7 1/2), представляет собой объединенного первого солиста (3+1 1/2+3). Во втором случае Орест, первый солист (7 и 3), обобщает двух последующих партнеров (3+4 и 2+1). В «Электре» трио Ореста, Электры и хора

Комментарии: