удвоено; вместе с дуэтом Ореста и хора получается три пассажа, то есть:
3 x 2
2 x 2
3 x 2
В Андромахе:
2 x 3
1
2 x 3
1
Эта схема говорит о том, что первый и третий солист есть синтез двух остальных. Они выполняют определенные музыкальные функции: Орест, например, и хор дают то же число (4+2), что Орест, Электра и хор (3+2+1). Повидимому, трио сводится в этих случаях к дуэту, один из партнеров которого – солист, другой – хор. В «Финикиянках» и «Троянках», действительно, дуэты и стихомифии составляют часть песни хора или соло.
Интересны дуэты у Софокла и Еврипида, в которых один солист поет, а другой отвечает ямбическими речитативными триметрами. В «Аяксе» (364–411) Аякс и хор поют, Текмесса говорит ямбами. В «Электре» Софокла (1232 sqq.) Электра поет, ямбы у Ореста. В «Гекабе» (684–708) Гекаба поет, слуга отвечает в ямбах. В «Андромахе» (825–865) у няни – ямбы, мелика у Гермионы. В «Ионе» (1443–1507) Креуса поет, Ион говорит ямбами. В «Алкесте» (393–415) дает реплики ямбами Адмет, а его сын поет. В «Ифигении Таврической» поет Ифигения, отвечает ямбами Орест (827–899). В «Финикиянках» (103 sqq.) поющей Антигоне ямбически отвечает педагог, и так дальше. Почти во всех случаях этот дуэт или следует за ямбической стихомифией или в какой-то мере ее включает. Можно сделать и еще одно наблюдение. Ямбами говорят в разобранных пассажах: Текмесса, Орест, слуга, няня, Ион, Адмет, педагог. Это значит, что главное действующее лицо (не для всей песни, но для данной сцены) всегда поет, а отвечает второстепенное. Какой же отсюда вывод?
Повидимому, мелические дуэты – исключение. В тех случаях, когда они имеют место, мы их находим среди мелических соло или хоров; часто они включают или продолжают стихомифию. Их содержание – весть о заклании, весть о смертях, похоронный, связанный с закланием, плач; так в «Финикиянках» (Антигона передает Эдипу о судьбе его сыновей и жены), в «Троянках» (Гекаба оплакивает Андромаху), в «Электре» (Орест и Ифигения оплакивают матереубийство), в «Андро-