происхождение греческой метрики   —   Лист 15

махе» (плач перед закланием Молосса). Следовательно, мы имеем дело с песнями перед или после жертвоприношения, которые еще кое-где ютятся возле стихомифий, древнейших частей трагедий, а затем почти исчезают. Остаются только сольные и хоровые песни. Там, где были некогда песенные дуэты, появляются реплики ямбами.
Эти мелические дуэты и трио говорят о том времени, когда диалога еще не было, но были только стихомифии, прения, поединки, за которыми шло убиение животного и плач по нем. Они говорят о хоровой стадии трагедии, о песенных партиях корифея и солиста. Эти песенные партии еще вполне уживаются с музыкой, потому что они и есть словесная часть музыки. Это не стихотворения, никоим образом не стиховые партии литературной или даже фольклорной драмы. Слова не играют изолированной от музыки роли, хотя они и имеют свою самостоятельную природу. Слова идут параллельно музыке, подчиняясь ее ритмам, темпам и тактам; это мы ныне, без всякой нужды и пользы, уродуем их, отыскивая метрическую номенклатуру для каждой строчки и ее дробей. Отыскивание мелических метров и чтение мелических партий в соответствующих размерах – праздное антикварное щегольство. Без музыки оно мертво.
Метрическое единство дактилического гексаметра и пентаметра, ямбического триметра и тетраметра, анапэстической системы – это единство говорит о словесно-интонационной доминанте, о линии речитатива, – очень архаической, слитой судьбами с музыкальной прозой, – о той линии речитатива, которая требует моно-, а не политонности, о линии, может быть, более древней, чем музыка, но вызывающей единство метрической структуры. Словесные смыслы устремляются именно сюда, в моническую ритмику, дающую возможность доминировать слову. Ямбические, дактилические, хореические системы, с монометрами, диметрами, каталектической формой, всякие разновидности, в конце концов, математически единого вида – спондея, – они все остаются в речитативных партиях то тут, то там, как остаток, исключение или след архаики; фольклорная форма закрепляет за собой не только одно постоянное чередование краткости и долгот, но и количество стоп, которым уже нет нужды смещаться и варьировать.
В греческой драме уживаются две исторические линии. С одной стороны, это правильные и однообразные речитативные формы ямба и анапэста: монолог, диалог, хор с солистом, дуэты. С другой, – музыкальная стихия, где ритмы и метры, где темпы и такты скачут, соскальзывают, меняются: это сольные партии, хоры, трио, соло с хором. В результате греческая

Комментарии: