Сафо 2   —   Лист 1

* вышенное своеобразие, которое даст возможность правильно оценить их историко-литературное значение.
Проблема Сафо требует такой же перестройки, как в свое время вопрос о Гомере. Пора высказать с полной решительностью, что первая греческая монодия (сольная песня) принадлежит не индивидуальному певцу (а, тем более, певице), но представляет собой продукт народного творчества, прошедший путь длительного развития, от форм мифа-песни и вплоть до лирической монодии.
Песни Сафо дают прекрасный пример того, как жанровая специфика возникает в полной зависимости от социальных условий, от своеобразия классовой борьбы и вызванного им своеобразия общественного сознания. До VIII в. до н. э. лирическая монодия возникнуть не может. Только грань между разложившимися родовыми отношениями и возникающими из них новыми классовыми отношениями создает грань между образным мышлением и возникающим из него мышлением понятиями.
Мифы-песни еще не знают жанрового своеобразия. В них еще нет никаких элементов ни эпоса, ни лирики. Но они могут стать и тем, и этим. В частности, это относится и к лесбосским песням. В доклассовый период истории Греции остров Лесбос был тесно связан этнической и культурной общностью с Троадой. Благодаря этому, сафический (лесбосский) фольклор все время перекрещивался с троянским фольклором и был, подобно Илиаде, близок троянскому миру. Как известно, эолийская этническая стихия составляет древнейший элемент Илиады; но точно так же и троадская стихия пронизывает лесбосские песни Сафо.
В богатом мусическом фольклоре Лесбоса сохранялись песенные традиции, восходившие к глубочайшей древности. Их истоки – в песнях о браке света и пучины, об исчезновении и нарождении островов и городов. Эти мифы-песни пересекаются с гомеровскими песнями типа «Гимна к Аполлону», ложатся тематикой будущих «Оснований городов» и создают фольклорный фонд, используемый впоследствии Пиндаром.
Когда речь идет об античном народном творчестве, не следует понимать «миф» и «мифизм» в духе мифологической школы, как нечто пережиточное у современных народов, или как вымышленное вопреки здравому смыслу, или как сколок религии, далекий от жизни. Для общества, только что вышедшего из доклассового состояния, естественно иметь дело с мифотворчеством, т. е. с системой мировосприятия доклассового общественного человека. Уже пора не связывать мифотворчество и религию, две совершенно различных системы

Комментарии: