* мировоззрения. Для греческой идеологии мифотворчество есть основа, «арсенал» образов (Маркс).
Поэтому нет ничего необыкновенного в том, что песни Сафо имели долгий путь становления в песнях иного типа, где воспевались еще не люди, а мифические существа, которые жили не на социальной земле, а в фантастическом (условно говоря) мире, не то на небе, не то под землей. Однако, отражая реальный мир, образы таких существ пронизывались вполне реальными чертами. Изображалась любовь, смерть, рождение, борьба мифических существ в мифическом царстве, но в этой несовершенной форме посильно отражалась борьба общественного человека с внешней природой, производственные и трудовые процессы, жизнь и жизненные связи.
С изменением характера производства и общественных отношений изменяется и картина мира. Круг аполлоновых мифов обогащается новыми представлениями о женском матриархальном божестве. Трудовое земледельческое общество создает образ аграрного утопического царства, населенного расцветающими Веснами и обильными урожаем Осенями (греческие Оры). В этом царстве поют песни и водят хороводы Музы, блещут красотой Прелести (Хариты), брачутся нимфы, цветы и деревья, носящие имена живых существ. Увядание и расцвет природы находят свое реальное отражение в песнях о смерти и о любви Муз, Ор, нимф, но это нисколько не говорит об «извращениях»; мужское начало носит в матриархальных мифах женскую форму, и мужской юный бог представляется подчиненным «великой матери», носящим женскую одежду, выполняющим женские работы. Таковы на греческом востоке, на Лесбосе и в Троаде образы Геры и Афродиты, дорелигиозных «матерей», которые представляются периодически в браке или в трауре по Адонисам, Линам и т. п.
В ранних греческих государствах, еще только складывающихся на развалинах племенного строя, древние мифы получают новую социальную направленность. С одной стороны, культурные ценности, выработанные трудовым человечеством, делаются достоянием народного творчества. Возникает мусический фольклор, песни которого утрачивают прямой мифический смысл; элементы нового, реалистического сознания придают тематике социальный характер. Из этого мусического фольклора возникают на о-ве Лесбосе не только песни Сафо, но и образ самой лесбосской певицы, сливающийся с образом Музы и Геры-Афродиты. Сам остров Лесбос (по-гречески – женского рода и олицетворение «женщины») воспевался в своих древних песнях, как женское мусическое существо типа Сафо. С другой стороны, при появлении религии, топо
Комментарии: