* нимическое женское олицетворение обращается в местное лесбосское божество, в лесбосскую Геру, по своим чертам напоминающую Афродиту. Религия же придает лесбосско-троадскому фольклору характер культовых песен и прикрепляет их к культу Афродиты и лесбосской Геры. Лесбос получает значение легендарной родины мифических певцов, в том числе и Сафо.
Состав песен Сафо, судя по древним свидетельствам и папирусам, был очень неоднороден. В него входили мифологические песни, обрядовые, очищенный от мифизма бытовой фольклор, культовые песни, лирика. Одно это говорит против индивидуального авторства в пользу многовекового народного, массового творчества. Неодинаков должен быть и критический критерий, прилагаемый к так называемым «сафическим» песням: не все в них лирика, как и не все чистый обряд, чистая культовая песня.
Необходимо подчеркнуть (хотя на это ни разу в науке не указывалось), что в Сафо еще сильна эпическая народная стихия. Она осталась тут в виде 1) героических тем, 2) развернутых эпических сравнений, 3) элементов эпического языка. Эпизм Сафо объяснялся неверно как частичные и произвольные авторские «заимствованья» из гомеровского языка (в лучшем случае, «влияния»). На самом деле это глубокий процесс фольклоризации, через который проходит будущая лесбосская лирика, опирающаяся на свой собственный культурный фонд. Необходимо считаться и с показаниями древних ученых о близости недошедших до нас песен Сафо к локрскому фольклору (Афиней) и к древнейшим эпическим песням (Павзаний).
Анализируя личность Сафо и ее биографию, прежде всего замечаешь, что в них отсутствуют какие бы то ни было черты реальности. То и другое заменяется одним перечнем имен да лесбосской локализацией. Но даже имена, наивно заменяющие биографические данные о Сафо, не выдерживают никакой критики. У отца Сафо имя троянской реки, у матери и дочери одно и то же имя музы, у братьев – имена олицетворений Диониса, у возлюбленного – имя любимца Афродиты. Особенно интересно имя возлюбленной брата Сафо. Оно потому устойчиво сохранилось в «биографии» лесбосской певицы, что представляет собой, как показывает семантический анализ, эпитет Афродиты и самой Сафо («С лицом розы», а роза цветок Сафо и Афродиты). Весь образ Сафо, как и образ Гомера, схематически идеализирован и носит легендарный характер, лишь проникнутый не героико-эпическим колоритом, а любовно-лирическим.
Комментарии: