Сафо 2   —   Лист 2 (об.)

* Тематика песен Сафо восходит к связному сюжету, лишенному реальных черт. Место действия песен не на социальной земле, а в иллюзорном мире, среди райских садов, в утопических далеких странах, вне времени и ясно осознанного пространства. Священные браки, пиры богов, разлуки и блуждания лунных богинь, увядания юных богов – вот о чем поют песни Сафо. Действующие лица этих песен – боги и богини, Афродита, Адонис, Лип, Эрос, Гера (или Гера), Вечерняя Звезда, Заря, Гермес, Сон и др. До сих пор имена сафического персонажа не подвергались анализу, а между тем они очень показательны. У героинь Сафо имена Ор и Муз-Дика, Мнасис, Мнаси-Дика (против реальности говорит то, что имена Правды и Памяти имеют вариант Памяти-правды), Клене, Каллиопа, не говоря о непосредственно действующих музах, харитах, нимфах. Кроме того, у них имена мифических героинь, как Горгона, Андромеда, Елена, Гермиона, Андромаха. Что это не случайность, видно из того, что все действующие лица песен Сафо носят такие мифические имена; сюда относятся героини Сафо с именами Аттика, Анактория (древнее название Милета), Круглая, Изогнутая, Выпуклая (Гонгилла, Гиринно, Гиаро), т. е. с именами-эпитетами стран, городов, «лунных островов». До чего исследователи закрывали на это глаза, видно из того, что они искажали смысл оригинала, совершенно произвольно переводя «Аттику» – «Аттидой», а «Горгону» непринятым в русском языке «Горго».
В любой из песен Сафо имеется, наряду с женскими ролями, и мужская роль. Однако, она выражена в типично-матриархальных формах, и это-то помешало исследователям-модернизаторам распознать ее. Между тем, наличие мужского образа в песнях Сафо изменяет в корне научное понимание знаменитых лесбосских песен. Они воспевают не буржуазные «эксцессы», а очень старинные взгляды на жизнь трудового общества. Они отражают чистые и высокие представления о творческом начале природы и человека, о вечном рождении всего живого, о великом смысле, который находил древний земледелец в своем полевом труде, в своем браке и в своих детях.
Песни о такой любви, о такой зиждительной силе были очень живучи и актуальны. Греческий народ культивирует их и, под именем Сафо, доносит их до Рима в ореоле уважения и славы.
Часть из них получает в классовом обществе новое становление «лирических» песен. Это происходит, примерно, в VII в. до н. э. Точной датировке «песни Сафо» не под

Комментарии: