Сафо 2   —   Лист 3

* даются. Но можно сказать одно: Сафо, подобно Гомеру, принадлежит народному творчеству. Однако, исторические условия, создающие первый эпос или первую лирику, различные («Лирическое» качество возникает не от «эмоциональной взволнованности» и не под влиянием «усиления торговых связей».
Непосредственный фактор слома жанров – слом общественного сознания. Лирика не могла бы создаться, если б не появилось то, что составляет душу лирики – реальный план, план социальной жизни, где главную роль играет человек и общество, но не боги и не внешняя природа. Лирика – величайшее изменение общественного сознания, один из самых значительных познавательных процессов. Это великое событие вызывается классовой борьбой и нарождением классового сознания, резко специфицирующего все, что попадает в его орбиту. VII век есть век революций, в которых рождаются классовые государства передовой восточной Греции. Афины в это время переживают глубокую политическую архаику, афинская культура еще не появляется на исторической арене, между тем как греческий Восток находится накануне культурного расцвета. Общественные прогрессивные сдвиги вызывают здесь нарождение новых, прогрессивных форм сознания. Становление реалистического, понятийного мышления всецело обязано становлению классового сознания, которое в ходе классовой борьбы создает новое идеологическое оружие, лирическую песню, непосредственно отражающую классовое мировоззрение. На Лесбосе (как и на других восточных островах) картина борьбы между двумя слоями рабовладельческого класса, аристократами и демократами, засвидетельствована в VII в. до н. э. появлением лирики Алкея, уже значительно развитой и отстоявшейся. Сафическая лирика говорит, напротив, о самом рождении жанра, о такой исторической эпохе, когда преобразуется общественное сознание под влиянием первых классовых боев; роль Лидии и лидийской культуры позволяет датировать лирику Сафо началом VII в. до н. э.
Сафическая лирика стоит на меже образного и понятийного мышленья, с явным перевесом в сторону нарождающихся реалистических понятий. Грани между субъектом и объектом познания раздвинуты. Отношение к действительности резко изменено: мифическая картина мира вытеснена реалистической, социальной. Однако, человеческая личность еще мало осознана, и люди отделены от богов неустойчиво. Настоящее воспринимается сквозь прошедшее. Новые реалистические понятия опираются на древние мифические образы

Комментарии: