Сафо 2   —   Лист 4

* боткой, но где они продолжают жить в новой функции образов поэтических: в сравнениях и в отрицательном параллелизме.
Интересно, что эти наиболее древние слои сафической образности противоречиво приобретают самую новую функцию – поэтических иносказаний. Это объективно говорит о том, что первые лирические образы возникали как непосредственный результат нового классового сознания, но не посредством авторского сочинительства.
В буржуазной науке Сафо носила характер уникального явления. Это происходило оттого, что она изучалась изолированно, внеисторично. Однако, весь язык ее поэтических образов находит полную аналогию у всех ранних греческих лириков. У Архилоха, у Алкмана и Ивика, у Анакреонта, у Мимнерма, у Феогнида, в лирических партиях трагиков человеческая любовь передается в образах космического эроса, в образах противопоставления расцвета и увядания природы, как у Сафо; лишь то, что в развитой классовой лирике носит характер поэтических метафор или сравнений, то у Сафо служит еще темой или персонажем. Поучительно, что у Гезиода те же образы, передающие состояние природы, совершенно лишены любовной (более поздней) трактовки. Отдельная линия тематических связей объединяет Сафо с Алкеем и особенно с Пиндаром. Это линия «полисная», идущая еще от гомеровских сказаний о рождении и судьбе городов, островов и стран. Интересно, как одна и та же образность получает совершенно различную жанровую специфику в зависимости от конкретных исторических условий, от характера классовой борьбы и классовых позиций того или иного певца: у консервативного Пиндара города носят утопический характер блаженной родины «праведных» тиранов, у Алкея «полисная» тематика обращается в открытую политическую тему (как, впрочем, у Солона и Феогнида), а у Сафо она еще носит форму действующих лиц, Аттик и Анакторий.
Но отчего греческая лирика начинается именно с женщины-певицы? Нужно вспомнить, что у греков эпическая традиция связывалась с Музой, а лирическая с Аполлоном. В лице Сафо Греция дала самый древний вид лирического автора – женщину.
Когда матриархальные представления отмирают, носителем лесбосских мусических традиций становится не Сафо, а Терпандр, мужская разновидность музы (ср. Терпсихору); в мифе это Орфей и Арией. Но «девять муз» порождает канон «девяти поэтесс», из которых особенно были просла

Комментарии: