Сафо 3   —   Лист 1

Фр. I Сафо

Прежде всего, удивительна композиция этой песни. Она начинается инвокацией Афродиты, занимающей всего 4 строки; затем идет воспроизведение прибытия богини, которое происходило некогда, – воспроизведение, составляющее подлинную суть песни и превышающее самое инвокацию в 5 раз; оно замыкается короткой концовкой, повторяющей начальный призыв. Эта композиция еще и тем интересна, что основная, срединная часть песни носит почти самостоятельный характер, ничем не похожий на обычный тип молитвы. Она представляет собой некий рассказ о событии, неоднократно имевшем место. Событие состоит из двух элементов: из прибытия Афродиты и из обращения Афродиты к Сафо. Первая часть, – прибытие Афродиты, – дается в описании переезда богини на колеснице через небеса, а вторая часть, – обращение богини к Сафо, – в непосредственной прямой речи.
Описание, как у Гомера, пользуется средством показа воочию, хотя и дано в прошедшем. Покинув золотой дом отца, Афродита запрягала колесницу и приходила на зов Сафо. «Красивые быстрые воробьи вели тебя над черной землей, кружа густыми крыльями, с неба через средину эфира» (7–12).
Быстро прибыв, продолжает Сафо, «ты, о блаженная, улыбалась бессмертным лицом, спрашивала…» (13–15). Во второй части рассказа уже не Сафо обращается к Афродите, а Афродита к Сафо. Она спрашивает, кто обидел Сафо, кого следует «привести в твою любовь», и произносит знаменитую формулу, звучащую в Pervigilium Veneris («завтра будет любить, кто никогда не любил, и кто любил, завтра будет любить»), 18–24. Затем снова Сафо призывает богиню и просит исполнить то, исполнение чего желает ее душа. Она заканчивает словами: «а ты сама будь мне со-ратницей» (27–28).

Комментарии: