Сафо 3   —   Лист 7

он ненавистен, и тогда Афродита отвечает «сафической» угрозой: «Не раздражай меня, несчастная, чтоб я, разгневавшись, не покинула тебя! Я так тебя возненавижу, как ныне страшно любила» (414–415). В этой сцене можно многое найти для понимания фр. I Сафо. Афродита symmachos Елены в буквальном смысле. Она находится на поле сражения, на стороне Париса. В момент его неминуемой смерти она покрывает его «множеством воздуха» и переносит сразу в спальню, куда приводит и Елену, «приводит в любовь» буквально, не метафорически. Там у Елены и Афродиты происходит диалог=агон, во время которого Афродита из со-ратницы обращается в антагониста. Елена отвергает любовь, Афродита грозится, что ее к Елене сильная любовь обратится в ненависть. Елена страшится. Но вот она уже вдвое мне с Афродитой, а с Парисом. Идет диалог-агон, состоящий из инвектив. Затем он заканчивается соединением на ложе. Об Елене можно сказать: «Если не любит, быстро полюбит. Кто не любил никогда, полюбит завтра».
Однако, Парис замещает самое Елену. Женственный, он то любим Афродитой, то находит в ней свою symmachos. В более первобытном мифе Елена любима Афродитой, Елена с Афродитой борется и бранится; Елене угрожает Афродита обратной формулой, «возненавижу, как люблю». Но кто такая в мифе Елена для Афродита – известно. Это она сама. Елена для Афродиты то-же, что Антэрос для Эроса. Это образ «другого из двух». Чем они между собой связаны? Любовью, лесбосской Любовью? Нет. Родством крови? Нет. Они связаны мифологическим (как я его называю* ) тождеством при двуедином различии: то они равны, то они антиподны, смотря по позиции в борьбе.
При исчезновении этой первоначальной, древнейшей семантики, миф начинает увязывать тождественных героев «любовью», антиподных «ненавистью». Таких примеров

Комментарии: