десятки
, и я уже их приводила. Появляется и мотив кровного родства (Геракл-Ификл), дружбы (Орест-Пилад), эротики (Аполлон-Лин). Это у мужских ипостасей. Но как у женских, до-мужских? Когда социально возникает дружба, даже кровное родство, тогда уже до-мужских образов миф не имеет. Кто станет говорить о женской дружбе или о дружбе рабов? Миф соединяет двуединый женский образ мотивом кровного родства (Антигона-Исмена, Деметра-Кора), соперничества (Афродита-Артемида). Однако в древних версиях, в версиях до-классовых, «до-теремных», еще можно встретить женские ипостаси, соединенные мотивом «любви» или разобщенные «ненавистью», «соперничеством». Это не эротика, как не эротика Любовь и Вражда в космогониях Эмпедокла, как не эротика в отношениях Афродиты к Елене или к Сафо.
Мифологические «любовь» и «ненависть» означают связь и распадение, положительное и отрицательное начало, две стороны бескачественного тождества.
Проф. О. М. Фрейденберг
Кафедра классической филологии
1947 г.
О. Фрейденберг*