Семантика кукольного театра   —   Лист 19

ца и закат в свое жилище1. Перед нами, прежде всего, высокая стена, с тремя дверьми и сводом – полный образ неба и солнечного выхода2; средняя дверь выше двух боковых. Эта стена, эта триумфальная арка – троица, служит обозначением и разделением двух миров: по ту сторону – жилище мрака, по эту – света. И вот солнечное божество, в светлых одеждах и венке, въезжает на солнечной колеснице–телеге, круглой и позолоченной, запряженной четверкой белых лошадей3. Царь, олицетворяющий это божество, в одежде Юпитера Капитолийского, въезжает через средние царские ворота арки, но въезжает как победитель4, как существо, поборовшее темную силу мрака в кровавой схватке; торжественно и радостно въезжает он, продвигается в пышной процессии по всему городу и следует прямо в храм Юпитера5. Но что представляет собой выход архиерея через царские врата иконостаса, как не ту же идею? Мы видели, что алтарь с балдахином, с гробницей внизу, в одной неподвижной форме запечатлел идею жизни солнечного божества, из мрака переходящего в высоте к победному свету, чтоб снова опочить в жилище мрака. Преградой между этим святым святых, алтарем как царством смерти и между миром вовне является стена иконостаса, в базиликах – триумфальная арка, состоящая из трех дверей (большей, царской, – посредине) и изображений божества6. В этой преграде имеется еще и занавес,

Комментарии:

1 Блестящие страницы на эту тему написал К. Фриз (Fries, o. c., S. 26 sqq.).
2 О семантике свода как неба и двери как зари и утреннего проявления неба см. Марр, Первый..., с. 233.
3 Fries, o. c., S. 31 sqq.
4 Invictus – эпитет солнца, Usener H. Keraunos. – Rheinisches Museum für Philologie, 1905, Bd 60, S. 468 sqq.
5 Fries, o. c., passim; Wissowa G. Religion und Kultus der Römer. – München, 1902, S. 363, 384; Mommsen Th. Römische Forschungen. – B., 1864–1879, Bd II, S. 42 sq.
6 История иконостаса и базиличной арки у Покровского (Происхождение..., с. 67 слл., 181).