XIX век впервые не берет никакого сюжета извне, кроме источников своего творчества. То, что называется реализмом и натурализмом есть новая эпоха собственной среды творчества, создающего сюжет новый, из своей концепции, с законами такой же цепкой корреляции, вытекающими из единства сюжета с творческим замыслом. Теперь реализм так же характеризует мировоззрение, как эпизм и лиризм раньше, но отличие его как мировоззрения в том, что он стал возможен только с появления автора как исчезновения заранее данного сюжета.
Древний сюжет – покреативная стадия творческой концепции, потенциал ее, замещавший автора в многовеково-скрытой форме.
Он был эндогенным началом, прошел эксогенную фазу как период своей жизненной реализации – и снова вернулся в лоно эндогении, чтоб слиться с нею и в былом своем виде не быть узнанным.
1925 г.
О.Фрейденберг